Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

МАЗЕПА

Билеты в Большой театр (Театральная пл., 1)

Опера в 3-х действиях (3ч40м)
П.И. Чайковский

 

 

Либретто Виктора Буренина в переработке Петра Чайковского по поэме Александра Пушкина "Полтава"
Дирижер-постановщик - Александр Титов
Режиссер-постановщик - Роберт Стуруа
Художник-постановщик - Георгий Алекси-Месхишвили
Хормейстер-постановщик - Валерий Борисов
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хореограф-постановщик - Георгий Алексидзе
Видеохудожники - Павел Лабазов, Андрей Сильвестров

Действующие лица и исполнители:

Дирижер-Александр Титов
Мазепа, гетман-Валерий Алексеев,Виктор Митюшкин,Павел Черных
Мария, дочь Кочубея-Мария Гаврилова,Марина Поплавская,Лолитта Семенина,Ольга Чернышева
Андрей-Всеволод Гривнов,Михаил Губский,Максим Пастер
Кочубей-Вадим Лынковский,Александр Науменко,Тарас Штонда
Любовь, его жена-Татьяна Горбунова,Ирина Долженко,Татьяна Ерастова,Ирина Макарова
Орлик, палач-Борис Бежко,Валерий Гильманов,Александр Короткий
Искра, друг Кочубея-Владимир Кудряшов,Николай Майборода,Вадим Тихонов
Пьяный казак-Леонид Виленский,Владимир Кудряшов,Юрий Маркелов
Продолжительность-3ч.40мин.,идёт с двумя антрактами

Краткое содержание
Действие I

В сердце Марии, юной дочери Василия Кочубея, пришла любовь. Но ее избранник - не молодой казак, а седовласый старик Мазепа. Бесконечно долго готова она слушать его тихие речи, смотреть в чудные очи… Напрасно влюбленный в нее Андрей говорит о своем чувстве - Мария не в силах противостоять всепоглощающей страсти.


Кочубей с почетом принимает знатного гостя. Но стоит Мазепе попросить руки Марии - вспыхивает ссора. Кочубей возмущен самой мыслью о том, чтобы отдать любимую дочь старику. На шум сбегаются гости, с ними Мария, ее мать Любовь, Искра, Андрей. Разгневанный Мазепа предлагает Марии выбирать между ним и родными - и девушка бросается в его объятия. Торжествующий Мазепа грозит Кочубею местью.


Родные и друзья не простили: в доме Кочубея зреет заговор против Мазепы. Оказывается, старик давно задумал изменить московской власти, и Кочубей пишет на него донос царю. Донос вызывается доставить в Москву пылающий ненавистью к Мазепе Андрей.

Действие II


Петр не поверил доносу и выдал Кочубея Мазепе. Наутро казнь. Мысль о том, что он умрет, не отомстив гетману, не дает Кочубею покоя. Появляется Орлик, верный слуга Мазепы, требуя, чтобы Кочубей указал спрятанные сокровища. С горькой иронией тот рассказывает о трех кладах: своей чести и чести дочери, украденных у него Мазепой; о мести, которая наполняет душу.


Мазепа один. Что будет с Марией, когда она узнает о казни отца? Мария расстроена - ей кажется, что Мазепа охладел к ней. Чтобы рассеять ее ревнивые подозрения, старик открывает Марии свои честолюбивые планы. Мария в восторге - ее возлюбленный станет царем! Ее любовь и верность не знают границ, она готова пожертвовать даже отцом.


Но неожиданно появляется Любовь Кочубей. Только Мария может умолить Мазепу отменить казнь отца! Девушка в недоумении: какая казнь? Поняв, наконец, ужасную правду, она лишается чувств. Но мать настойчива - Мария должна спешить, ведь только она еще способна спасти Кочубея.


Поглазеть на казнь собралась многолюдная толпа. Женщины увещивают Пьяного казака, который поет разудалую песню. Но вот и повозка с осужденными. Кочубей и Искра возносят последнюю молитву. Казнь свершилась! Любовь и Мария появляются слишком поздно.

Действие III


Разрушенный дом Кочубеев. Появляется Андрей. Напрасно, пылая местью, искал он Мазепу - изменник бежал. Знакомый дом вызывает в нем грустные воспоминания о Марии и потерянной любви. Неожиданно показываются Мазепа и Орлик. Андрей бросается на Мазепу, но Орлик стреляет и смертельно ранит Андрея.


Появляется Мария: пережитые потрясения лишили ее рассудка. Мазепа пытается привести ее в чувство, но она не узнает его и боится - этот человек ей чужой. Орлик торопит Мазепу, Мазепа оставляет Марию. Мария склоняется над раненым Андреем, но не узнает и его. Он умирает под колыбельную песню безумной Марии.

Громка украинская ночь
Опера "Мазепа" в Большом театре
Рассказывает Сергей Ходнев





Большой театр представляет на основной сцене свою главную премьеру текущей зимы – оперу Чайковского "Мазепа". Хотя именно в Большом ровно 120 лет назад прошла премьера этого произведения, ныне "Мазепа" – редкий гость на главной московской сцене: последний раз оперу ставил 20 лет назад Сергей Бондарчук. Очевидную громкость премьере придает еще и имя режиссера: это не кто иной, как Роберт Стуруа, многочисленные работы которого в драматическом театре общеизвестны и знамениты. Так что "Мазепа" продолжает дело, начатое другим театральным режиссером, Эймунтасом Някрошюсом, поставившим в Большом "Макбета". Только в отличие от арендованного "Макбета" "Мазепа" – спектакль целиком "свой", с самого начала заказанный Большим Роберту Стуруа. И хотя Роберт Стуруа в музыкальном театре не совсем новичок, премьеру оперы Чайковского в его постановке ожидают с волнением. Как знать, не превратится ли с этого момента "Мазепа" – отнюдь не самая репертуарная опера в творчестве Чайковского – во вновь обретенную классику Большого, как это произошло не так давно в Мариинке (хотя, казалось бы, в 1884-м эту оперу там принимали вяло).





"Мазепа" – переложение на оперный язык "Полтавы" Пушкина, что по нашим временам отдает одновременно и экзотичностью, и анахронизмом: сейчас-то и поэма едва держится в школьной программе, и сама фигура Ивана Мазепы в пылу националистической полемики стала далеко неоднозначной. Но, во-первых, эта опера не про национализм, а во-вторых, экзотичность обманчива. Пушкинская поэма взволновала не одного композитора, и, кажется, еще и до Петра Ильича количество опер на сюжет "Полтавы" составляло полдюжины. Однако же никто, кроме Чайковского, не решился назвать оперу "Мазепа". Человек, которому в "Полтаве" "гремит анафема в соборах", на протяжении XIX века по-прежнему оставался хрестоматийным образцом предателя и злодея. Хотя люди образованные наверняка знали, что к образу гетмана-изменника обращались и европейские романтики: одноименные опере Чайковского поэтические произведения есть у Байрона и Виктора Гюго (а русское общество трудно заподозрить в невнимании к творчеству двух этих поэтов), причем трактовка главного героя у них весьма далека от простого сгущения красок. "Императорские театры" (как именовались главные оперные сцены двух столиц) – так уж требовал статус – должны были отличаться безукоризненным репертуаром, и теоретически даже по поводу названия оперы Чайковскому могли сделать замечание. Но не сделали. Вероятно, потому, что композитор при всех своих странностях не очень зарекомендовал себя в качестве бунтаря или фрондера, а Пушкин в годы Александра III уже представлялся "священной коровой".

И потом, всем известно, что у Чайковского в операх "по Пушкину" исходное произведение редко предстает совершенно неизменным. Но "Мазепе" в этом смысле повезло больше, чем, например, "Пиковой даме". Из "не пушкинского" развита только трогательная линия любви Мазепы к Марии, соперник гетмана Андрей превращен из бледной тени в полноценный персонаж, переосмыслены для большей сценической убедительности некоторые эпизоды. И еще приписан новый финал: удирающий с полтавского поля Мазепа сталкивается с Андреем, пристреливает его и скрывается, а потом умирающего казака находит сошедшая с ума Мария и поет над ним, принимая его за задремавшего ребенка, трогательную колыбельную. И все, занавес. Хоть и отмечали, что размах описываемых Пушкиным исторических событий заставил Чайковского дополнять картины личной драмы героев тяжеловесным арсеналом исторической оперы (оркестровыми и хоровыми эпизодами, увенчанными "симфоническим антрактом" "Полтавский бой"), а все-таки развязка зачищена от общественно-политических обстоятельств. Если совсем отвлечься от этих самых обстоятельств – по абсолютному качеству музыки "Мазепа" не очень-то проигрывает "Евгению Онегину". Это знают даже на Западе, где средний зритель плохо себе представляет, что такое эта таинственная "mazepa", но все равно при случае ходит на спектакли (пускай чаще всего гастрольные) и покупает записи оперы. Быть может, теперь, когда "Мазепа" предстанет не запылившейся диковинкой, а серьезной работой, достойной великого композитора и известного режиссера, проклятие маргинальности и нерепертуарности будет с оперы снято.

 

МАЗЕПА в картинках

Билеты в Большой театр - ближайшие представления:


Один день Ивана Денисовича   22.09.2019   05.12.2019
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО   22.09.2019   24.09.2019
Дон Жуан, или Наказанный развратник   26.09.2019   27.09.2019
Дон Жуан   26.09.2019   27.09.2019
Директор театра, Пимпиноне   29.09.2019

Историческая сцена
 

Большой театр схема зала основная сцена

 

Большой театр схема зала основная сцена

 

Новая сцена
 

Большой театр схема зала новая сцена

 

Большой театр схема зала новая сцена

 

Бетховенский зал
 

Большой театр схема зала Бетховенский зал

 

Большой театр схема зала Бетховенский зал

 

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100