Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Дни и люди художественного театра (Ч. 1)

 

                                        Дни и люди художественного театра (1966 год) 
                                                                Ф. Михальский

 

...Он показал на приземистый театр, всегда производящий впечатление слишком маленького для самого себя со своим величием, в скромной оливковой одежде с тесными окнами особняка... (К. Федин, «Костер»).


В доме № 3 по проезду Художественного театра (в прошлом Камергерский переулок) Московским орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Художественный академический театр Союза ССР имени М. Горького прошел свой блестящий творческий путь.
Каждый уголок этого дома овеян творческими мечтаниями и созидательным трудом основателей театра К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, его великолепной труппы первого призыва, горячими порывами молодого поколения, влившегося в театр после Великой Октябрьской революции, которая своими животворными идеями дала новое направление и содержание искусству Художественного театра.
Создавая Художественный театр, его основатели ставили перед собой задачи коренной реформы всех сторон деятельности старого театра. Конечно, реформа должна была коснуться и театрального помещения. И если первый сезон пришлось начать в старом здании театра в «Эрмитаже», который, по словам Константина Сергеевича Станиславского, был «грязным, пыльным, неблагоустроенным, холодным, нетопленым», то оставаться в нем надолго молодой театр, конечно, не мог и не хотел.
Новое помещение, отвечавшее всем требованиям театральных реформаторов, удалось получить благодаря бескорыстной помощи московского фабриканта мецената С. Т. Морозова, предложившего на свои средства построить здание для Художественного театра, завоевавшего к тому времени признание московской общественности.
Для постройки нового здания С. Т. Морозов арендовал в Камергерском переулке так называемый Лианозовский театр, еще в 80-х годах прошлого столетия переоборудованный под театр из старого особняка.
Для работ по реконструкции помещения С. Т. Морозов пригласил академика архитектуры Ф. О. Шехтеля, который безвозмездно представил проект нового театра. Проект был разработан в широко распространенном тогда стиле модерн. Учитывая требования основателей Художественного театра о том, чтобы внешняя отделка отличалась строгостью, чтобы «не было допущено ни одного яркого или золотого пятна», чтобы «приберечь эффект ярких красок исключительно для декораций», Ф. О. Шехтель отобрал все лучшее, что было свойственно модерну, отказался от вычурных линий, форм и украшений, которыми стали перегружать этот стиль. Помимо чисто инженерных решений архитектор предложил эскизы внешнего переустройства фасада, зрительного зала и других интерьеров здания и даже рисунки униформы обслуживающего персонала. Сцену должны были оснастить самой передовой техникой тех лет.
Сохранилось собственноручное письмо К. С. Станиславского, озаглавленное: «На память от К. С. Алексеева при постройке театра». В нем мы находим очень подробное описание всех подсобных помещений, новых сценических механизмов и технических усовершенствований, необходимых для нормальной работы актеров.

Примерно весной 1902 г. Вл. И. Немирович-Данченко пишет О. Л. Книппер: «Морозов принялся за перестройку с необыкновенной энергией. В субботу там еще был спектакль, а когда я пришел в среду, то сцены уже не существовало, крыша была разобрана, часть стены тоже, рвы для фундамента вырыты...»
По завершении постройки К. С. Станиславский писал С. Т. Морозову: «Практически изучив когда-то чуждое Вам дело, Вы вместе с Вашими сотрудниками превратили в течение нескольких месяцев вертеп разврата (1) в изящный храм искусства. Здесь разрешены такие технические трудности, о которых не задумывались даже в лучших театрах Запада. Только близко знакомый с тонкостями театрального дела оценит план размещения отдельных частей здания и удобства, которые они представляют. Только те, кто знает строительное искусство, оценят энергию, с которой оно выполнено...»
Летом того же 1902 г. А. П. Чехов писал М. Горькому: «...Художественный театр перебрался на новую квартиру, очень хорошую. Это так называемый Лианозовский театр в Газетном переулке (2). Его переделывают заново и рассказывают чудеса...»
Помещая заметку об открытии нового сезона 1902/03 г. в Художественном театре, одна из московских газет писала: «...Самый театр — здание, благородная красота зрительного зала, художественная стильность фойе и променуаров имели несомненный успех. Было досадно, что не принят» вызывать строителей...»
И вот в этой «квартире» Художественный театр живет более шестидесяти лет. Конечно, события политической и общественной жизни, военные грозы, революционные дни не могли не отразиться на жизни театра, не произвести в нем глубоких сдвигов. Менялись требования к театру, к его искусству, к его общественным задачам. Театр сам неустанно искал новые формы, новые темы; были на его пути радости удач и горечи поражения, менялось и перестраивалось здание театра.
Мы пройдем по зданию театра и в каждом его уголке постараемся вспомнить те или иные события, которыми жил в разные годы коллектив театра.
Конечно, автор не пытался в данной работе осветить всю замечательную деятельность театра; задача его более скромная — рассказать о некоторых важных, но подчас малоизвестных событиях в жизни театра.

1 До перестройки здание было занято театром кабаре-буфф Омона.
2 Прежнее название Камергерского переулка.
 
 

 

Продолжение: часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10

 


                                                           

                                                              

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100