Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Госдрама в реконструктивный период. Часть 9

Политический и художественный успех "Ярости", широко развернутая общественная работа театра, творческая инициатива художественных бригад, направленных в индустриальные предприятия и на колхозный фронт, — все это свидетельствовало о той перестройке, которая проходила в стенах Госдрамы и, которая, становясь очевидной для рабочего зрителя только в очередных постановках, глубоко волновала самих работников театра в повседневной работе, ставшей не только производственной, но и учебно-производстве иной.

Использование опыта формальной режиссуры в пьесах "Делец" и Тартюф", заострение на исполнении, но все же художественно-политическое значение этого спектакля огромно. "Ярость" научила актера ставить вопросы, затронутые в пьесе, не узко-психологически, а общественно-политически. Она приучила исполнителей, расширяя ткань драматургического материала, включать в построение спектакля вопросы сегодняшнего дня. Реакция рабочего зрителя на эти спектакли, убеждала исполнителей и подтверждала правильность взятого театром курса.

В области творческой перестройки театра перед работниками стояла задача в каждом новом спектакле ставить себе новое задание, как в области широты политических проблем, так и в области совершенствования приемов актерской игры.

Для театра было важно накопить конкретный производственный творческий багаж, анализ которого позволит определить тот путь творческого развития театра, который ему органически присущ. В процессе этого накопления актеру приходилось знакомиться и с приемами актерской игры японского театра, и с французской романтической школой, и с законами эксцентрического аттракционного спектакля. Учеба через производственное познание различных культур театра и отбор лучшего, могущего быть использованным в деле пополнения своего мастерства, — вот что преследовало руководство театра, проводя ту или иную постановку. В этом преломлении следует рассматривать следующий этапный спектакль театра — "Робеспьер" Ф. Ф. Раскольникова.

"Робеспьер" — своеобразная историческая пьеса.

Это — не идеалистический подход к исторической действительности, не театрализованная историческая хроника, а марксистский анализ истории, вскрывающий корни и причины социальных сдвигов, вскрывающий соотношение классовых сил на данном историческом этапе. Сделать творческим багажем для исполнителей не только материал пьесы, но всю историю Великой Французской Революции, с основным акцентом на ошибках якобинской диктатуры, — такова задача, которую поставил перед собой театр в работе над этим спектаклем.

Несмотря на большой успех, который имела данная постановка (в особенности сцена в Конвенте), для театра сразу стали очевидны те слабые места, которые вскрылись в "Робеспьере". И вопросы ношения исторического костюма, и психологическая ритмика, не вскрывающая ритма эпохи, и вопросы движения, и вопросы романтического слова, — все это сразу обнаружило слабые места театра. Стоило только театру поставить пьесу, уходящую вглубь истории, стоило только оторваться от сегодняшнего дня, как вопросы качества авторского исполнения обнаружили наиболее уязвимые места.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100