Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Госдрама в реконструктивный период. Часть 7

Спектакль "Тартюф" во времена Мольера не имел своей целью показать на сценической площадке частный случай в буржуазной семье Оргона, а ставил иные задачи: направлять внимание зрителя,через отдельные куски сценического текста, к восприятию той среды ханжей, святош и лицемеров, которые не могли, в силу политических условий того времени, быть выведены на сцену, но которые, по существу, являлись подлинными объектами Мольеровской сатиры. Поэтому при каждой постановке Мольеровского спектакля "Тартюф" является необходимым показом той среды, которая обусловила появление самой комедии".

"С этой целью режиссура Ленинградского театра Госдрамы в постановке Мольеровского "Тартюфа" ставит своей задачей перенесение действия комедии в наши дни и расширение ее сценической интерпретации по двум линиям: а) по линии современного религиозного мракобесия и ханжества и б) по линии политического соглашательства.

Эти две линии выдвинули перед режиссурой необходимость введения в спектакль самостоятельных интермедий, конкретизирующих тартюфство вне текстового материала комедии. Исключение представляет первая интермедия ("Оргон оказывает услугу королю"), разыгрываемая актерами в мольеровских костюмах и как бы вводящая современного зрителя в непривычную для его понимания обстановку Мольеровского спектакля.

В этой работе театр стремился не только сохранить архитектонику Мольеровского спектакля, но и, максимально хорошо использовав ее, раздвинуть рамки текстового материала и обличительную сатиру Мольера на свое время заставить прозвучать, как современный спектакль, показав тартюфство в религии и политике на Западе в сегодняшний день".

Критика дала в основном положительную оценку этому спектаклю.

Второй программный спектакль сыграл свою положительную роль.

Но сейчас, когда 4 года отделяют нас от премьеры спектакля, можно ясно определить не только положительное значение спектакля, но и те ошибки, которые в нем были.

Если "Делец" прошел без достаточно крупных творческих разногласий в коллективе, то "Тартюф" вызвал сильную принципиальную дискуссию, которая помогла театру во время осознать свои ошибки. Основная линия актерского исполнения — линия психологического реализма — неизбежно должна была вступить в конфликт с тем огромным режиссерским планом, который выдвинула режиссура в спектакле "Тартюф". Исполнители играли достаточно смешанными приемами. Молодая часть актерского состава была подчинена плану постановки, а старшая группа стремилась подчинить себе план. Спектакль сыграл огромную роль в деле определения возможностей стиля актерской игры. Спектакль определил две творческих линии, по которым может развиваться дальше театр: линия формально-эстетическая и линия психологического реализма. В "Тартюфе" линия формально-эстетическая была преобладающей. Эта линия противоречила тем традициям реалистической актерской игры, которые исторически сложились в Александринском театре.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100