Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Госдрама в реконструктивный период. Часть 6

Выезды на широкую рабочую аудиторию и показ, в процессе работы, отдельных отрывков готовящихся пьес, диспуты в самом театре непосредственно после спектакля, шефство индустриальных предприятий над театром, углубленная работа с художественно-политическим советом, — вот те живые формы, в которые отливалась общественная жизнь театра и в которую все больше и больше вовлекался основной художественный состав работников. Одновременно с общественно-политической активизацией театра в коллективе шла ломка вековых традиций, ломка привычек, сложившихся в течение многих десятилетий.

Само собою понятно, что процесс этот протекал не безболезненно. Различные прослойки театра по разному вступали на путь перестройки. Сложность обстановки в театре, вызванная перестройкой и общественно-политической активизацией, питала ту внутреннюю борьбу в коллективе, которая в течение этого периода принимала самые разнообразные формы. Само собою понятно, что в условиях сложной творческой перестройки эта борьба разворачивалась главным образом вокруг очередных вопросов производственной работы театра.

III

Следующим этапным спектаклем в области творческой перестройки был спектакль "Тартюф" Мольера. Этот спектакль является продолжением пути, начатого в "Дельце", но уже на материале классической драматургии. Раскрытие и показ основной идеи спектакля средствами и силами всего театрального организма, где от актера требуется не только дарование, но и высочайшее мастерство, дающее возможность перебросить в зрительный зал основную политическую целеустремленность пьесы, — таковы те творческие задания, которые были поставлены перед коллективом сложной режиссерской партитурой спектакля.

Со всем сознанием огромной ответственности подошел коллектив театра к постановке спектакля "Тартюф". Это был первый спектакль классики в описываемый нами период. Театр не ставил перед собой задачу показать определенную пьесу из сокровищницы мировой драматургии. Театр стремился на практике провести в жизнь принцип критического усвоения классического наследия. Вот как формулировал эту задачу театр в специальной брошюре, выпущенной к этому спектаклю:

"Театр больше, чем какое-либо другое искусство, существует во времени. Поэтому нет, не было и не будет "единого, вечного" Шекспира или Мольера, а есть только текст драматических произведений этих писателей, всегда различно звучащий со сценической площадки в различные эпохи, причем идеология театра всегда определяет и целевую установку театра. Отмирающая по своей тематике часть классического репертуара еще сильнее подчеркивает и отцеживает те произведения мировой драматургии, которые затрагивают актуальные темы, живые не только в своих литературных образцах, но и живущие в людях и поныне. Пять лет (1664—1669 г.) затраченных Мольером на ожесточенную борьбу за продвижение на сценические подмостки спектакля на тему "святоша, обманщик и лицемер", требуют в наши дни от театра, ставящего "Тартюфа", особого заострения сценической формы, с целью раскрытия и конкретизации основных ударов, направленных Мольером на кабалу святош и лицемеров.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100