Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Госдрама в реконструктивный период. Часть 5

Но можно ли было применять педагогику к коллективу, имеющему в своем составе людей с более чем 30-летним производственным стажем? Естественно, что речь могла итти не о создании определенной театральной школы заново, а о перевоспитании наличного актерского состава под углом зрения художественного единства. Эта задача могла быть выполнена через режиссерскую работу. На почве режиссерской работы возможно было преодоление актерского индивидуализма и выработка вовой технологии, содействующей консолидации тех актерских кадров, которые способны к творческой перестройке.

Театр должен был встать на этот путь.

На этом этапе постановка "Дельца" Газенклевера была первой программной работой театра. "Делец", который сейчас, конечно, является прошлым театра и грешит многими формалистскими тенденциями, в период своей подготовки служил средством для заострения и уточнения приемов актерской игры в целях консолидации творческого коллектива. Не расплывчатое и бесцельное хождение по сцене, а четкие, подчиненные музыкальному ритму и точному рисунку, мизансцены. Не длительные паузы для переживаний, а четкий ритм психологического рисунка. Не вялое, лишенное законов мелодии слово, а музыкально построенная речь, — таково задание, которое было предъявлено режиссурой к участникам спектакля.

Эти установки дошли до зрителя. Театральная критика расценила спектакль, как этап роста актерской культуры. Опыт режиссерского спектакля, опыт постановки не во имя постановки, а для усовершенствования актерской техники и для увеличения средств выразительности актерского организма дал безусловно положительные результаты.

В театре начался длительный и сложный процесс перестройки актера, на основе его идеологического перевооружения и усовершенствования его технических возможностей.

Театр, до сих пор пытавшийся удержаться в кругу интересов "чистого искусства", отмежевавшийся от всякого участия в общественно-политической жизни, имевший творческий багаж, замкнутый в самом художнике, а не обогащенный познанием окружающей реальной действительности, — стремительно катился к творческому и политическому тупику.

Наступал момент, когда театр должен был осознанно наметить свой дальнейший путь и определить свою общественно-политическую и художественную ориентацию.

Выше мы указали, что этот поворот театра ознаменовался не только новизной его репертуарной линии, но и повышением его общественно-политической активности. Было бы глубокой ошибкой механически подразделять художественную работу театра и его общественно-политическую деятельность. Творческая перестройка театра была возможна только на почве определенной классовой устремленности всей его работы и идеологического перевооружения актерского коллектива в связи с этим.

Крайне важно поэтому установить, что все формы общественно-политической активности и марксистско-ленинской учебы, которые развернулись в театре, не являются чем-то самодовлеющим и имеющим только общественно-политическое значение, а тесно включаются в круг мероприятий по художественно-творческой перестройке театра. Именно на этой почве повысился творческий тонус театральной работы и наметился практический курс на единство художеств е иной платформы театра Госдрамы.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100