Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Период исканий и "классики" в театре. Часть 1

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ

ПЕРИОД ИСКАНИЙ И "КЛАССИКИ" В ТЕАТРЕ

Новая экономическая политика, расчитанная на борьбу социалистических элементов с капиталистическими и победу первых над последними, в результате перехода от отступления к социалистическому наступлению по всему фронту, вызвала обострение классовой борьбы в стране и в том числе на идеологическом фронте. На театральном участке идеологического фронта эта борьба в восстановительный период НЭПа нашла отражение в противопоставлении двух борющихся сил — защитников "чистого" искусства и сторонников революционного театра, частично опиравшихся на массовое движение самодеятельного театра.

В дальнейшие периоды НЭПа основным стержнем классовой борьбы на идеологическом фронте явилась борьба за советскую тематику, борьба за подчинение театра задачам социалистического строительства.

Новая экономическая политика внесла существенные изменения в организационную структуру петроградских театров. До этого времени художественно-административное управление и руководство распределялось между двумя организациями: управлением государственными театрами, ведавшим художественной жизнью трех больших, бывших императорских, театров (Мариинского, Александринского и Михайловского), и Петроградским отделом театров и зрелищ, вызванным к деятельности Октябрьской революцией и взявшим на себя руководство остальными театрами.

Сравнивая деятельность обоих административно-театральных объединений, следует признать, что деятельность отдела театров и зрелищ была более интенсивной и творческой, чем деятельность управления государственными театрами, ограничивающаяся по существу "охранительными" тенденциями "чистого" искусства. В противовес управлению, отдел театров и зрелищ не только показал энергию и жизненность в деле сохранения доставшегося ему наследства в виде сети городских и частных театров, но и проявил большую инициативу в создании ряда новых театральных организмов, ставящих перед собою разрешение новых театральных задач. (Большой Драматический театр, Театр Комической Оперы, Вольная Комедия, Народная Комедия, Лиговский Драматический театр, и др.). Нет сомнения, что к началу 1921 года отдел театров и зрелищ, пополненный работниками из упраздненного Петроградского отделения театрального отдела Наркомпроса, объединял в себе наиболее передовые и творческие силы петроградских театральных работников.

Новая экономическая политика поставила перед театрами вообще и петроградскими в частности ряд жестких условий, из которых наиболее существенными были: самоокупаемость, ограничение дотаций и перевод значительной части петроградских театров на хозрасчет. К тому же скоро и сам отдел театров и зрелищ, утратив свою самостоятельность, перестал существовать, и его функции в сокращенном размере перешли к театральной секции художественного отдела Петрогубполитпросвета. Лишенные художественного руководства и материальной поддержки отдела, молодые театральные организмы закрываются: одни немного раньше (Народная Комедия), другие — немного позднее (Лиговский Драматический театр).



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100