Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Февраль и Октябрь в театре. Часть 12

Что касается затеянного вами совета, то в глазах всех прогрессивных людей, всех, кому действительно дорого искусство, он явится, конечно, черносотенной попыткой удержать театры в зависимости от театральной бюрократии и стать поперек дороги той широкой автономии, которую я предлагаю подлинным работникам государственных театров".

В это время реакционные элементы труппы, видя неизбежность поражения конторы, решили играть ва-банк. Один за другим следует ряд агрессивных выпадов, направленных к срыву возможного соглашения Наркомпроса со здравомыслящими элементами труппы. Ставится даже вопрос о переходе театра в частные руки и об очищении занимаемого им здания. Во исполнение этого, по договору с группой спекулянтов, открываются филиальные спектакли в помещении пустующего "Аквариума", носящие явно халтурный и по достоинству оцененный зрителем характер. Между тем Наркомпросс, замечая некоторые сдвиги в настроениях части труппы, и правильно оценивая весь вред, приносимый, установлению возможных нормальных отношений с театром, театральной дирекцией, приходит к решению ликвидировать это гнездо театральной контрреволюции тем же единственно правильным, образом, каким пролетарская диктатура ликвидировала саботаж министерских чиновников, ликвидировала банки, редакции крупнейших контрреволюционных газет и т. д.. Став на путь уничтожения бюрократического театрального аппарата, Наркомпрос устранил то главное средостение, которое стояло между ним и театром, мешая возможным попыткам непосредственного контакта и сговора. 2 января 1918 г. помещение конторы было занято группой сотрудников Наркомпроса во главе, с особо назначенным комиссаром Бакрыловым, который и произвел решительную чистку всего аппарата управления театрами.

Этот эпизод, как и следовало ожидать, заставил реакционную часть труппы, во главе которой встал Б. П. Карпов, мобилизовать все свои силы и попытаться дать последний и решительный бой. В воздухе носилась идея политической забастовки, прекращения спектаклей, окончательного переселения в "Аквариум" и т. д. Этот же эпизод консолидировал и "советскую" часть коллектива, т. е. ту небольшую группу актеров, которые считали необходимым скорейшую ликвидацию антисоветского бойкота и установления лояльных, по крайней мере, отношений с новой властью. В противовес вынесенной первой группой резолюции о забастовке, вторая группа организовала временный комитет, поставивший своей целью взять и театр в свои руки. Следует отметить, что этот комитет составился как из молодых, так и из ряда старых, заслуженных членов труппы, а кроме того вступил в тесный контакт с техническим персоналом. Переворот удалось провести очень быстро и не особенно болезненно. Е. П. Карпов, до тех пор фактически поддерживавший батюшковскую политику, подал в отставку, а новому Александринскому руководству удалось вступить в контакт с представителями Советской Власти.

Таким образом, совершился самый решительный и крутой поворот в истории Александринского театра, который являлся отражением широкого процесса перехода к советскому "попутничеству" известной части трудовой интеллигенции, осознавшей лежащий перед ней исторический путь.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100