Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Февраль и Октябрь в театре. Часть 6

Вот почему сменивший вскоре Н.Н.Львова, на посту верховного руководителя государственными театрами, кадет Ф. А. Головин, озаботился прежде всего подъисканием подходящего театрального директора. Взоры обращались на ряд кандидатов с громкими художественными именами, пока не остановились на довольно чуждой театру фигуре профессора литературоведа Ф. Д. Батюшкова.

Факт этот довольно серьезно взволновал Александринских автономистов, которые мечтали получить, как то было принято в республиканской Франции, звание сосьэтеров и право самолично вершить судьбами государственной сцены.

Эти автономистские тенденции, не получив сразу полного удовлетворения, выявлялись частичным путем и путем компромиссов. Одним из таких компромиссов было выдвижение на должность управляющего труппой театра Е. П. Карпова, с деятельностью которого мы несколько подробнее ознакомимся впоследствии. Таким же компромиссом была организация репертуарно-художественного совета, который однако очень скоро стушевался перед маститой фигурой управляющего труппой и, наконец, осенью 1917 года совсем сложил свои полномочия. Правда, лозунг автономии был в некоторой мере санкционирован дирекцией, в изданном, в конце апреля, "Временном положении о государственных театрах", которое оставило за "представителем правительственной власти" финансовый и художественный контроль над деятельностью артистической корпорации. На деле же, однако, в этот период автономия отцвела не успев расцвесть и воскресла уже в новом обличьи и в новых функциях, как один из лозунгов, в первые же дни утверждения Советской Власти.

К этой же эпохе относится и начало профсоюзного движения в недрах Александринского театра, движения, которое еще было лишено достаточно твердой политической базы, но представляло собою, по сравнению с былым чиновничье-цеховым ранжиром внутреннего уклада театра, известный шаг вперед. 7-го марта состоялось общее собрание театральных работников для организации профессионального союза, и вскоре же в Александринском театре был избран временный организационный комитет, который разработал соответствующий устав местной профсоюзной ячейки, согласно которому, например, председателем месткома мог быть только заведующий цехом или частью организации, обязанный вносить все постановления профсоюзной общественности на утверждение управляющего театром. Эта куцая профсоюзная "конституция", несмотря на свою полнейшую безобидность, все же оказалась источником различных недоразумений с дирекцией, которая подозрительно косилась на всякое проявление артистической, а тем более театрально-рабочей, демократии.

Между тем, жизнь в той или иной форме властно врывалась в старое росспевское здание. Стены Александринского театра услыхали не только актерские голоса и апплодисменты своего обычного зрителя. С первых же дней революции, в свободное от спектаклей время, здесь происходили беспрерывные политические митинги, собрания различных общественно-политических организаций и т. д.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100