Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху крушения монархии (1905-1917). Часть 39

1915, 1916, 1917 годы, как раз и являются последовательным осуществлением ряда мейерхольдовских работ в области классики. Это были "Стойкий принц" Кальдерона, "Гроза" Островского, "Два брата" и "Маскарад" Лермонтова.

Последний "царский" сезон Александринского театра 1916 — 1917 был отмечен Лермонтовскими постановками Мейерхольда. В самом начале его прошла романтическая драма Лермонтова "Два брата", и в канун свержения самодержавия — "Маскарад".

"Два брата" не были в точном смысле постановкой Александринского театра, т. к. в первый раз они были показаны еще 10-го января 1915 года на сцене Мариинского театра, когда Литературный Фонд устроил спектакль памяти Лермонтова, в связи с исполнившимся столетием рождения поэта. Но так как все участники этого спектакля принадлежали к составу труппы Александринского театра, то естественно было ввести эту постановку в постоянный репертуар Александринской сцены, что и было сделано, хотя и со значительным опозданием.

Мейерхольд ставил "Двух братьев" в декорациях Головина, а вся постановка была задумана в бесхитростном стиле прежнего театра с несложными мизансценами и немногими переходами. Мейерхольд стремился не осложнять лишними подробностями стремительность действия, но передать лермонтовский темперамент, борьбу повышенных чувств и сильных страстей. Главные роли исполнялись В. Н. Давыдовым, А. Л. Константиновым, Ю. М. Юрьевым, Б. А. Горин-Горяиновым, Н. Г. Коваленской. При возобновлении — роль Давыдова исполнял новый артист Александринского театра С. В. Валуа. Для Мейерхольда и Головина работа над "Двумя братьями" была как бы этюдом к их основной работе над "Маскарадом". И режиссер и художник на материале данной пьесы еще сильнее и острее почувствовали особенность лермонтовского театра и романтизм 30-х годов.

Прежде чем перейти к "Маскараду", который был последнее постановкой императорского периода Александринского театра, мы остановимся на репертуаре последних двух предреволюционных сезонов для того, чтобы посмотреть чем жил Александринский театр в те годы, какую пищу он получал от авторов.

Сезон 1915—1916 открылся возобновлением "Бесприданницы" в постановке режиссера Загарова. Замечательная драма Островского однако оказалась чрезвычайно бледно разыгранной и потому не доходящей до зрителя. Критика отмечала неудачное истолкование образа Лариссы — Ведринской, в которой актриса повторила Коммиссаржевскую, но без присущего последней индивидуального обаяния. Затем на сцену Александринского театра был перенесен "Пигмалион" Бернарда Шоу, прошедший весной 1915 года на сцене Михайловского театра в качестве благотворительного спектакля. Из новых пьес прошли далее драма Леонида Андреева "Тот, кто получает пощечины", выдвинувшая в качестве режиссера — Н. В. Петрова, "Другая жизнь" Опочинина и "Ложь" Винниченко.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100