Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху крушения монархии (1905-1917). Часть 17

Этим самым Гнедич отлично вскрыл свою культуртрегерскую природу, тот художественный минимализм, который позволил ему сравнительно долго руководить александринским театром без особых потрясений и без особых волнений. Справедливость, однако, требует сказать, что в результате гнедичевских мероприятий Александринский театр все же продвинулся вперед, хотя бы в отношении своего художественного благообразия. Гнедич устранил из Александринского обихода все наиболее неприглядные моменты его культурного быта, он поднял исполнение и постановку классического репертуара, но он не в состоянии был устранить то актерское своеволие, которое мешало стать Александринскому театру действительно театром академическим, и которое обрекало его на второстепенную роль в общем движении русской театральной культуры. Попытка внести в Александринский театр начала более современного режиссерского искусства и более передовой взгляд на проблему спектакля и театральный академизм относятся уже к следующим годам, когда Гнедич покинул пост управляющего труппой.

III

Гнедича сменил на посту управляющего труппой Нестор Александрович Котляревский, назначенный на эту должность 1-го января 1909 года. Котляревский был профессором, академиком, автором ряда книг по истории русской литературы. К театру он, собственно, имел весьма малое отношение, если не считать того, что начиная с 1900 года он был неизменным членом жюри по присуждению грибоедовской премии Общества русских драматических писателей, прочитал перед одним из утренних спектаклей для учащейся молодежи в Михайловском театре реферат о Бомарше, да написал несколько рецензий под псевдонимом Сергей Калитки в газете "Слово" за 1908 год. Его назначению на пост управляющим труппой предшествовало назначение членом петербургского отделения театрально-литературного комитета.

Появление профессора на театральном посту означало, опять таки, не театральную реформу Александринского театра, а попытку улучшить репертуар внесением в него более ценных художественных произведений, как классических, так и современных. То, что Котляревский оказался едва ли не пустым местом, доказывает любопытная полемика, которая завязалась между ним и актерами, когда в начале 1916-го года Котляревский был сделан начальником репертуара, а управляющим труппой и главным режиссером был назначен Евтихий Павлович Карпов. В связи с этим Котляревский дал сотруднику "Биржевых Ведомостей" беседу о порядках, которые были на Александринской сцене во время его управления. В этой беседе Котляровский заявлял, что "положение его было невыгодное. Начальником труппы я никогда не был, закулисной кухней я никогда не интересовался... Я человек не театральный. Целый ряд амплуа оставался незамещенным, а замещать эти места я себя не считал компетентным". Кроме того, Котляревский неодобрительно отозвался о ряде артистов, главным образом о В. Н. Давыдове, который по словам академика, манкировал своей педагогической работой, новых ролей не создавал, а "когда ему предлагали ответственную работу, от нее отвиливал".



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100