Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху крушения монархии (1905-1917). Часть 14

К тому времени, когда надо было выпускать "Смерть Иоанна", Савина пожелала выступить в переводной французской пьесе Анри Батайля "Мама Колибри", где ей очень хотелось сыграть очередную "осень женщины", "этот, — как пишет обозреватель "Ежегодника императорских театров", — самый опасный период, способствующий и даже наталкивающий на всевозможные печальные ошибки, в которых немного позднее приходится горько раскаиваться". И вот для того, чтобы как-нибудь оттянуть эту "Мама Колибри", готовую сорвать репетиции "Смерти Иоанна Грозного", Гнедичу пришлось писать Савиной низкопоклонное и льстивое письмо, дабы как нибудь умилостивить разгневанную Марию Гавриловну. И только этим путем Гнедичу удалось добиться, чтобы Савина согласилась отложить "Колибри" на 2 недели, так как дело ведь шло не о том, чтобы снять вообще "Колибри", а о том, чтобы отложить премьеру этой "высоко актуальной" пьесы. Это был типичный образец того актерского самоволия, который мог в любой момент разрушить все репертуарные предположения и показать на Александринской сцене любую чепуху отечественного или иностранного производства. И как бы в пару к "Мама Колибри" в этот же сезон прошел драматический этюд Кравченко "Шалая", где изображалась жена богатого купца, дама около 30 лет, Елена Петровна, запутавшаяся между морским капитаном, совершившим геройский подвиг в недавнюю войну, и знаменитым художником Крыловым. Храбрый капитан неистовствует от ревности к художнику, художник весьма радостно и страстно обнимает Елену Петровну, и все это кончается невыносимыми страданиями несчастного моряка и револьверным выстрелом, которым ревнивый капитан убивает "шалую". Естественно, что при существовании таких "Шалых" и "Мама Колибри" ни о каком твердом курсе не могло быть и речи, и этого твердого курса и не было.

Это впрочем, не мешало Гнедичу в связи с 75-летним юбилеем Александринского театра рассуждать о высоких задачах правительственного театра. В статье "О репертуаре Александринского театра в течение 75 лет" Гнедич писал: "Задача правительственного театра — создать тот художественный основной репертуар, который мог бы являтся вековечной школой. Частные театры, как предприятия не только художественные, но и коммерческие, не смогут отдавать своих сил на постановку пьес, которые в отношении сборов не представляют дойных коров. Достояние небольшого кружка истинных любителей искусства — Танагра, обломки Парфенона, Чимабуэ, — для массы — только сор и хлам. Истинное искусство — никогда. Тем более задача художественных правительственных академий и театров — хранить святой огонь на алтаре не угасая".

Это было, конечно, все очень возвышенно и "святой огонь на алтаре, который горит не угасая", и "вековечная школа", и "обломки Парфенона", и "аристократическое" заявление, что истинное искусство никогда не будет достоянием толпы", но к Александринскому театру все это имело весьма малое отношение.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100