Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху крушения монархии (1905-1917). Часть 10

Но так как его взгляды на искусство не отличались какой либо резкостью и нетерпимостью, и он обладал уменьем лавировать в опасных положениях, то в общем не без успеха он проводил ту среднюю линию театральной культурности, которая была свойственна его умеренно-либеральному, умеренно-скептическому, умеренно-талантливому облику. Гнедич был разнообразен в своих дарованиях: он писал беллетристику, фельетоны, сочинял пьесы, рисовал картины, составил трехтомную историю искусств, переводил Шекспировские пьесы, руководил, до Александринского театра, спектаклями молодого литературно-художественного общества. И во всем, что он ни делал, была внешняя приятность, идейная несложность, Душок осторожной либеральности и та любовь к спокойной жизни, которая заставляла избегать всяких крайностей и острых углов. Поэтому приглашение Гнедича в Александринский театр не было каким либо государственным переворотом, или даже смелым шагом. Его функции были скорее художественно-санитарные, чем художественно-руководящие. Его исторической миссией была не какая нибудь решительная реформа Александринского театра, а культурная его подчистка и подбелка, приведение художественного быта и мало-мальски сносный и опрятный вид. Это было необходимо не потому, что этого хотели сами Александринцы или театральное начальство, а потому что вокруг казенных сцен шла ломка старого обветшалого театра. Частная театральная инициатива, раскрепощенная в 1882 году, уже давала себя чувствовать на сценах обоих столиц. Крупная промышленная буржуазия выделила из своей среды Савву Мамонтова, Савву Морозова, К. С. Алексеева (Станиславского), и в Москве в конце 90-х годов появились два выдающихся театральных предприятия — Мамонтовская опера и Московский Художественный театр, организованный Станиславским вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко, при финансовом и личном участии Морозова. В Петербурге новой сценой был театр Литературно-Артистического общества, начавший свое существование в 1895 году с пробных спектаклей, в которых шли "Трагедия в Йоркшире" (пьеса приписываемая В. Шекспиру) и "Ганнеле" Гауптмана. Этот новый театр, впоследствии выродившийся в беспринципное суворинское (издатель "Нового Времени") предприятие, был уже непосредственной угрозой Александринской сцене, которая не могла долго сохранять своего основного положения. Необходимость нарушить изоляцию императорских театров и поднять их на более высокий уровень, хорошо понимал и Теляковский, оказавшийся чрезвычайно гибким администратором. "Дух времени" требовал театральных реформ, но эти реформы должны были быть умеренными, и оттого, хотя Савина и относилась скептически к долголетию гнедичевской службы, все же эта служба продолжалась 8 лет, захватив не только предреволюционные годы, но и тот отрезок 1905 — 1908 г., который непосредственно входит в круг нашей статьи.

Предшественником Гнедича был режиссер В. П. Карпов. Когда он ушел, то режиссерская часть в Александринском театре оказалась в самом плачевном положении.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100