Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху крушения монархии (1905-1917). Часть 5

Самое ценное в театре, что было в те годы — это были режиссерские искания, обогатившие постановочное искусство, да первоклассные актерские силы, которые еще больше оттеняли своей игрой никчемный и ничтожный репертуар современных авторов.

Существование императорских театров в ведении министерства двора в сущности было парадоксом. Поскольку существовало министерство народного просвещения, театры должны были бы быть переданы туда. Но самодержавие и в театральную практику вносило взгляды царской вотчины. Оно не ограничивало своего управления придворными сценами типа Эрмитажного театра или Китайского театра в Царском Селе. Общественность в широкой смысле, конечно, не была безучастна к, так называемым, "казенных сценах", но бюрократический аппарат всевозможных театральных контор и безответственных влияний зачастую парализовал всякие реформаторские начинания и обрекал императорскую сцену на рутину и консерватизм. Особенно это чувствовалось в Петербурге. И этот придворный фактор нам придется иметь в виду при изучении жизни Александринского театра в период 1905 - 1917.

В столетнем возрасте Александринского театра годы 1905 — 1917 занимают всего 1/8 часть его жизни. 1905 год застал Александринский театр почти юбиляром: осенью 1907 он отпраздновал 75-ую годовщину своего рождения. К весне же 1917 ему было без малого 85. Другими словами новую жизнь Александринский театр встретил уже маститый старцем, как в отношении своего великолепного здания, так и накопленного опыта.

Однако, если календарно 12 лет срок небольшой, то по своему историческому значению это — одна из самых важных глав в биографии Александринского театра. Обрамленное зимами двух революций двенадцатилетие 1905—1917 является последним "царским куском", концом Александринского театра, как театра императорского.

Понять, чем жил театр — "вековик" эти годы, какие из своих традиций он сохранил, а какие растратил, — это значит осознать ценность Александринского театра, как одной из частей того культурного наследства, какое пролетариат получил в свой инвентарь от прежней России. Это — своего рода итоги, на основе которых должны были возникнуть и будущие перспективы, и будущая перестройка театрального академизма.

Вместе с тем было бы ошибкой мыслить отчетный период одних сплошным перегоном, однообразной лентой, сменяющих друг друга лет: Александринском театре происходили процессы созидания и разрушения, процессы, которые придавали особую окраску как отдельным сезонам, так и целым группам их. Отсюда возникает необходимость различать внутри обозреваемого этапа более мелкие членения, разбивать целое на части.

Так, нам представляется возможным, во первых выделить годы 1905 —1908, связав их с предыдущими сезонами, затеи отдельно проследить жизнь Александринского театра и в : политической реакции (1908—1911), и в пору предвоенных лет (1911—1914) и, наконец, посмотреть, каким был Александринский театр во время империалистической войны 1914—1917.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100