Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху крушения монархии (1905-1917). Часть 4

В число запретных пьес попали даже "Черные вороны" Протопопова, где на сцене были выведены поклонники и поклонницы Иоанна Кронштадского.

Только в Петербурге, где находился двор и стояли гвардейские полки, аристократия выступала определенным театральным заказчиком. Этот заказ шел главным образом по линии балета и французской труппы Михайловского театра, существовавшей исключительно на потребу титулованного зрителя. Имелась особая каста балетоманов, которая далеко не совпадала с теми, кого можно назвать "любители балета".

Теляковский про балетоманов писал: "У настоящего балетомана влечение к балету было основано главным образом... на настоящей неподдельной любви к очаровательным молодым исполнительницам танцев". Эти балетоманы являлись наиболее резким проявлением разлагающего влияния дворянских верхов и финансовых тузов на театральное искусство.

Рост и укрепление буржуазии сказывался на усилении предпринимательского духа в русском театре. Большинство театральных антреприз были откровенным коммерческим предприятием. Театр был нужен городскому буржуазному зрителю, как средство провести вечер. Этот спрос рождал предложение. Рост театров легкого жанра, оперетты и фарса, отнюдь не являлся каким-нибудь этапом в развитии театральной культуры. Это был театральный товар, который имел свой сбыт потому, что удовлетворял самым примитивным и низменным потребностям мещанской толпы. Парижские бульвары экспортировали в Россию самые разухабистые фарсы, которые в русском переводе и исполнении приобрели особую грубость. Названия "Радий в чужой постели", "Под звуки Шопена", или "У вас есть что предъявить?" целыми сезонами украшали афиши Сабурова или Валентины Лин, Эрмитажа или Аквариума. Волна реакции принесла "Веселую вдову", матчиш и Шерлока Холмса.

Если проследить дальнейшие тенденции коммерческого театра в предоктябрьской России, то следует указать на возникновение театров миниатюр. Предшественницами театральных миниатюр были те артистические кабарэ, которые возникали сначала в чисто актерской среде для обслуживания себя и деятелей искусства. "Летучая Мышь" в период своего возникновения, "Кривое Зеркало" в первый сезон своей деятельности были театрами для немногих. Но новый жанр скоро укрепился в русских условиях и прогрессировал в сторону широкой публики. "Летучая Мышь" стала просто дорогим театром-кабарэ, "Кривое Зеркало" — театром пародий. Самая идея составлять представление из небольших вещиц и музыкальных номеров породила многочисленные театры-миниатюр, где давалось 2 — 3 сеанса в вечер. Водевиль, скетч, одноактная оперетта, интимные песенки, танго или трэ-мутард входили как блюда в меню двух часового спектакля. Это была борьба с кино, это была та форма приспособления театра к незатейливым вкусам улицы, которая становилась подлинной угрозой серьезному театру.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100