Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху реакции (1881-1905). Часть 51

П. В. Самойлов, перешедший на Александринскую сцену из провинции, где он пользовался огромным успехом; нервный, талантливый Писарев, Сазонов, актер не нутра, а школы, педантичный, отчетливо работавший над каждой деталью, незаменимый в таких пьесах, как "Первая муха" и "Джентльмен"; Аполлонский, по выражению одного из современников, прекрасный артист; Киселевский, Медведев; Корвин-Круковский, прекрасный Кречинский. Вопреки традиции изображавшей авантюриста, разыгрывающего барина, Корвин-Круковский давал образ барина, дошедшего до того, что стал авантюристом. Юрьев а ряд других даровитых артистов, создавших вереницу ярких, оригинально трактованных, сценических образов, были богатым артистическим материалом, и только рутина и бюрократизм, в атмосфере которых жил "императорский" театр, не позволили ему развернуться в эти годы мрачной реакции в могучую творческую силу, стать художественным выражением передовых стремлений своего времени, почувствовать приближение грозы, откликнуться на поднимавшееся снизу брожение. В это время уже звучали первые песня Горького возвещавшие бурю, волны забастовок перекатывались по всей стране, а "императорский" театр продолжал изображать семейные драмы, "измены" жен и мужей, в лучшем случае обличал мошенников всякого рода, показывал со своих прославленных подмостков добродетельных чиновников и общественных деятелей. Театр не отразил и той смуты, которая поднялась в сознании предреволюционной интеллигенции, по своему предчувствовавшей надвигающиеся потрясения, тревожно искавшей спасения в мистике, эротике, эстетизме, фантастике, или просто истерически метавшейся, не находившей исхода своему отчаянию — той интеллигенции, глашатаями которой были Мережковские, Сологубы, Леониды Андреевы и перенесенные с Запада Метерлинк и Гамсун, тревога которой сказывалась в исканиях Коммиссаржевской, Мейерхольда, в деятельности Московского Художественного театра. Бури проносились мимо Александринского театра. Он предпочитал испытанный традиционный путь. Его актер не был общественником. Он был художником, страстно влюбленным в свое искусство, но не чувствовал связи между этим искусством и тем, что творилось за стенами театра.

Актеры представляли собою дезорганизованную в общественном смысле массу. Царские чиновники позаботились о том, чтобы обезличить эту массу, замкнуть ее в пределы ее профессии. И когда пришел 1905 год, театр слабо реагировал на события среди общего революционного подъема. 15 декабря 1905 гола Теляковский записал в своем дневнике: "Несмотря на то, что почти два месяца уже прошло с тех пор, как я предложит драматической труппе самоуправляться и в частности выбрать по своему же усмотрению репертуарный совет, — выборы все же подвигаются. Сначала все радовалась, а теперь сами к новому принципу управления относятся совершенно безучастно".



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100