Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху реакции (1881-1905). Часть 41

Репертуар ее был ограничен. Но то, что играла, она играла с необыкновенным мастерством. Особенно хорошо она исполняла роли пожилых женщин в пьесах Гоголя и Островского, — несравненная Пошлепкина в "Ревизоре, Бобылиха в "Снегурочке", Кукушкина в "Доходном месте". Простакова в "Недоросле" и т. д. Никто не мог сравниться с нею в исполнении свах Островского. Наделенная большим комическим талантом, играл комические роли, она иногда "душила слезами". Далее Абаринова, Дюжикова. Дюжикова 2-ая, Левкеева, Васильева, Потоцкая, Домашева и другие, которые с успехом могли служить украшением любой сцены.

Прекрасным и ярким диссонансом в это блестящее созвездие артисток врывается образ Веры Федоровны Комиссаржевской. Она дебютировала в Александрийском театре в роли Рози в "Бое бабочек" 4 апреля 1896 года, а через шесть лет — 1 августа 1902 года она рассталась с этим театром. Она была революционной артисткой в его труппе, была живым отрицанием его духа, его традиций, его системы. Когда мы рассматриваем театральную жизнь этой эпохи, когда мы спрашиваем себя, — а где же был голос надвигающейся революции, был ли он слышен на сцене в эти, печальной памяти, победоносцевские времена, — то единственное имя, возникающее перед нами, это имя Комиссаржевской. На первый взгляд такая мысль представляется чрезвычайно спорной. Компссаржевская играла в Александрийском театре с возрастающим успехом и делила его с самой Савиной, играла самые разнообразные роли: Ларису в "Бесприданнице", Сашеньку в "Иванове", Нину Заречную в "Чайке", Дездемону, Офелию, Снегурочку, Маргариту в "Фаусте", Марикку в "Огнях Ивановой ночи", Аглаю в "Идиоте", играла в "Закате", в "Накипи". Есть даже критики, утверждающие, что ее выступления в Александринском театре были лучшей порой ее деятельности. Но может ближе всех к истине оказалась В. А. Мичурина, которая выразилась о причинах ее ухода следующим образом: "Она ушла, потому что ей у нас нечего было делать, ей нужен был свой театр. У нас она меркла. Она — гастрольная артистка. Наш театр слишком большой. Он не для лица". Она противостоит этому театру, противостоит будущее прошлому, движение — неподвижности, тревога и бунт —покою. Преобладающая черта ее — чувство неудовлетворенности, неустанные искания, неутомимое стремление вперед. После ухода из Александринского театра она с увлечением отдает дань модернизму, создает незабываемые образы в пьесах Ибсена, Кнута Гамсуна, Метерлинка, Пшибышевского, Оскара Уайльда. Кто видел Нору или сестру Беатрису в исполнении Коммиссаржевской, тот никогда не забудет ее игры, не забудет этих образов. Современная критика прекрасно характеризует дарование Коммиссаржевской, но не заметила самого главного — того обстоятельства, что Коммиссаржевская, единственная, нашла горячий отклик в революционных кругах, что ее тянуло к революции, и что в ней революционное движение видело "свою".



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100