Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху реакции (1881-1905). Часть 37

М. Г. Савина родилась в 1852 году, начала свою артистическую деятельность подростком в провинции. Появившись в Петербурге, она обратила на себя внимание на одном спектакле и была приглашена на жалованье в 900 рублей в год, при 15 рублях поспектакльной платы, в Александринский театр, где выступила в первый раз 18 августа 1874 года, и оставалась 40 лет на первых ролях неизменной любимицей публики. Она умерла 7-го сентября 1915 года. Об ее влиянии в Александрийском театре имеются противоречивые сведения. С начальством она не ладила, и начальство ее не любило, но боялось. И Гнедич, и Теляковский в своих воспоминаниях говорят о "самодержавии" Савиной. Она была капризна в выборе пьес и нередко заставляла ставить ничтожные вещи, понравившиеся ей той или другой ролью. Очень характерен и для тогдашних театральных нравов, и для самой артистки конфликт между нею и дирекцией, разыгравшийся из-за пьесы "Пустоцвет". Теляковский, которого, впрочем, нельзя в данном случае считать вполне объективным летописцем, рассказывает, что Савиной хотелось играть в этой пьесе, но признаться в том, что это — ее выбор, ей не хотелось, так как она понимала, что этот выбор ей поставят в упрек. Она стала распространять слух, что играть "Пустоцвет" ее заставляет дирекция против ее воли, но так как она — артистка дисциплинированная и не такая, как другие члены репертуарного парламента, то она обязана приказание дирекции исполнить". Но правда о "Пустоцвете" проникла в газеты. Страшно взволнованная, она явилась к Теляковскому, заявила, что заметка, приписывающая ее настояниям постановку пьесы, написана со слов Гнедича, и потребовала, чтобы дирекция напечатала опровержение и печатно заявила, что пьеса ставится по желанию дирекции. Таким образом, по словам Теляковского, дирекция "прикрывая тонкий вкус Савиной, должна была напечатать явную ложь и признать, что она сочувствует именно тому репертуару, против которого начала борьбу". В "Новом Времени" появилась наделавшая большой шум статья Юрия Беляева: "Она в отставке" где между прочими находилась такая Фраза: "можно Александринский театр от Савиной отставить, но не Савину от Александринского". Гнедич стал получать угрожающие письма. Один анонимный меломан сообщал, что убьет его по выходе из театра. В конце концов, Теляковский послал к ней управляющего конторой Вупча с «заявлением, что дирекция сдается на ее милость и усмотрение и готова написать любое опровержение, даже больше, чем она требует, лишь бы не терять ее из состава труппы».

Интересно объяснение, которым сопровождает описание этого инцидента сам Гнедич. Аргумент, которым Савина подчиняла себе дирекцию при постановке таких пьес, как "Пустоцвет", был чрезвычайно прост. Она заявила, что ее любит смотреть двор в ролях легкого репертуара. Это не было утрировкой с ее стороны. Она, говорит Гнедич, играла превосходно эти роли, и смотреть на них было приятно. Высокопоставленные же особы, действительно, не редко обладали сомнительным художественным вкусом.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100