Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху реакции (1881-1905). Часть 36

XVI

Истинным творцом образа был артист, а не автор. Иногда автор не узнавал своего замысла и должен был преклониться перед артистом, который преобразовывал пустяк в жемчужину, создавал из ничтожного материала, данного автором, настоящие перлы драматического искусства. Еще больше, чем к Стрепетовой, относится это к самой крупной звезде того времени — Марии Гавриловне Савиной, с 1874 года, со дня ее поступления на Александринскую сцену, сохранявшей в течение десятков лет место премьерши и любимицы публики. Быть может, лучше всего характеризует силу ее таланта следующий эпизод. В 1879 году, приискавая пьесу для своего бенефиса, Савина набрела на "Месяц в деревне". При этом артистка остановилась не на центральной женской роля Натальи Петровны, которая, естественно, должна была привлечь бенефициантку, а на мало заметной роли Верочки. В это время Тургенев приехал в Россию, и молодая артистка с трепетом отправилась на свидание к прославленному автору. Произошло недоразумение. Тургенев, как рассказывает Савина в своих воспоминаниях, был озадачен, узнав, что она играет Верочку. "Что же там играть?" — сказал он. Но Савина показала, что может сделать гениальная артистка из незначительного литературного материала. После третьего действия (сцена Верочки с Натальей Петровной), Тургенев пришел в уборную артистки, взял ее за обе руки, подвел к газовому рожку, пристально, как будто в первый раз ее видел, стал рассматривать ее лицо и сказал: "Верочка... Неужели я написал эту Верочку?... Я даже не обращал на нее внимания, когда писал... Все дело в Наталье Петровне. Вы живая Верочка. Какой у вас большой талант". В статье "Чародейка русской сцены", помещенной в "Театре и Искусстве" (1900 № 4) известный в то время театральный критик П. Л. Щеглов (Леонтьев) писал по поводу этого спектакля: "Верному и тонкому чутью Марии Савиной удивлялся сам Тургенев... Это последнее имя заставляет меня невольно поделиться еще одним счастливым воспоминанием... воспоминанием об одном из нежнейших образов, когда-либо созданных Савиной, — образе Верочки в комедии Тургенева "Месяц в деревне". Этот трогательный образ сейчас перед моими глазами, как живой: симпатичная головка с заплетенной косой и детски наивным личиком, коротенькая институтская блуза с белым передничком, в руке бумажный змей... Но на этом тонко-выразительном детском личике, в продолжении двух-трех часов, что идет пьеса, зритель может читать, как в раскрытой книге, всю историю зарождения и развития первой девической любви, целую, так сказать, симфонию сокровеннейших и нежнейших чувств, таившихся в глубине непорочного сердца бедной Верочки. И потом еще - трогательная подробность... Точно весенний радостный ливень, хлынул в сторону ложи новый неистовый поток рукоплесканий, превратившийся по окончании пьесы в настоящую бурю народного восторга, — и в этом чаду славы, в общем дружном клике нежданно слились воедино два дорогих для родного искусства имени: Тургенев и Савина".



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100