Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху реакции (1881-1905). Часть 33

"Эту сторону мейнингенских постановок оказалось труднее всего усвоить даже образцовым русским сценам, где с полным ансамблем исполнялись только некоторые пьесы Островского на сцене Московского Малого театра, при постановке же исторических пьес русский театр привлекал игрой исполнителей двух-трех главных ролей, тогда как все второстепенные роли, в особенности народные массы, отдавались неумелым актерам или статистам, которые делали их совершенно ненужными и своей игрой, или вернее — отсутствием игры, только ослабляли впечатления от игры главных исполнителей. Но и после мейнингенцев нашим режиссерам не удалось побудить крупных актеров взяться за небольшие роли даже в шекспировских пьесах. ЗаботясьЮ в интересах ансамбля, о нивеллировке исполнения, об устранении черезчур ярких пятен на общем бледном фоне, они, наоборот, главные роли стали поручать посредственным что конечно только ухудшило положение дела".

XV

Не Александрийскому театру пришлось встать во главе новаторских театральных попыток, во главе новых исканий. Он оставался хранителем традиции, согласно которой театр есть прежде всего место проявления актерского творчества, и первое место в нем принадлежит не режиссеру, драматургу или декоратору, а только актеру. Переходя к актерам этой эпохи, следует отметить, что они одни стояли на недостягаемой высоте среди общей расхлябанности. Все историки, говоря о конце XIX века, указывают на полную независимость актера от дисциплины, от целого. Спектакль приспособлялся к тому или другому любимцу, и особенно—любимице публики, а не наоборот. Пьеса часто создавалась специально с целью предоставить выигрышную роль влиятельному члену труппы. Школа, выучка не считались необходимыми для артистов. Индивидуальная сторона актера преобладала. В театральном обиходе, говорит Дризен, было даже особое название, характерное для такой системы. Говорили: актер "нутра", "актер играет нутром". Это обстоятельство также не мало содействовало упадку репертуара. Ловкие драматурги быстро научились приспособляться к индивидуальности артистов. Даже также драматурги, как Островский или Тургенев, создавая свои нити, имея ввиду любимицу публики Савину при обработке женских ролей. Но это было естественным сочетанием талантливого драматурга и столь же талантливой артистки, это вело к усилению художественного впечатления. Но когда Савина приобрела огромное влияние в театре, за это дело взялись ремесленники. Из этих поставщиков пьес выделялся Крылов, присяособивший к русским нравам ряд ничтожных пьес, державшихся ва сцене только потому, что Савина прекрасно в них играла. Этих, объясняется то обстоятельство, что на Александринской сцене преобладали одно время такие пьесы, как "Сорванец", "По духовному завещанию", "В осадном положении" и т. д. Крылов был по крайней мере знатоком сцены, его пьесы были сценичны, чем не обладали пьесы его подражателей, совершенно опошливших и обесценивших этот, и без того не особенно высокопробный, жанр.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100