Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху реакции (1881-1905). Часть 21

Еще менее мог удовлетворить Александринский театр революционно настроенные круги русской радикальной интеллигенции, связанные с пролетарским движением. Придворные круги были недалеки от истины, когда называли Александринский театр купеческим театром. Его главной публикой была средняя и крупная буржуазия, либеральная интеллигенция и либеральная молодежь. Для первых он служил местом развлечения, вторых удовлетворял бледными проблесками оппозиционных, уже выдыхающихся народнических настроений, истинным и глубочайшим выразителем которых был в предшествующую эпоху Островский.

Публика Александринского театра в 80-х - 90-х годах прошлого столетия, была по преимуществу - гостиный двор, т. е. купечество, к которому присоединялись чиновники, учителя, студенты и т. д... В особенности по воскресеньях в зрительном зале господствовала атмосфера гостиного двора и мелкого чиновничества. Только премьеры — кроме богатого купечества удостаивали своим посещением некоторые круги аристократии и кто-нибудь из великих князей.

Исключение составляли из общего мало-культурного состава публики студенты, которые обычно заполняли пятый ярус, "галерку", — лучшую и наиболее отзывчивую часть зрительного зала. Эта гостинодворская публика провалила чеховскую "Чайку", она была "социальным заказчиком" преобладающего репертуара театра, она вознесла на пьедестал Крылова и утвердила крыловщину на этой сцене. Вот как описывает "провал" "Чайки" Евгений Карпов: "Антон Павлович остался доволен постановкой и декорациями, но, взглянув на публику генеральное репетиции, задумчиво проговорил про себя: — пьеса не понравится... Она не захватывает... посмотрите на лица публики... Они скучают... им не интересно. На бенефис Левкеевой — первое представление "Чайки" — собралась публика юбилея комической актрисы Александрийского театра. Пришли господа повеселиться, посмеяться, убежденные, что "Чайка" нечто вроде "Первой мухи" В. Крылова. И "Чайка" показалась им веселой комедией, если не фарсом. Все в пьесе казалось им смешным. Весь первый акт в публике стоял жирный, глупый хохот. Пропало настроение артистов. Пропали полутона, пропали тонкие интонации. Пропало творчество. Пропала пьеса.

— Что же это за ужас... Я провалила роль... Чему же оа смеются... Мне страпшо выходить на сцену... Я не могу играть— я убегу из театра... — Со слезами на глазах, взволнованная, нервно дрожа всем телом, бросилась ко мне Вера Федоровна (Коммисаржевская) после первого акта. Я успокоил ее, насколько мог, уверяя, что она превосходно играла. Не ее вина, что публика не понимает пьесу — Чехов, бледный, растерянный, с натянутой жалкой улыбкой на лице, ходил за кулисами, покусывая бородку и, видим, никого не замечая и ничего не понимая. Иногда он останавливался, прислушивался к тому, что говорят на сцене. При взрыве хохота в зале, пугливо шарахался, убегая ко мне в кабинет или в уборную к Левкеевой.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100