Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху реакции (1881-1905). Часть 20

В таком же роде и третья крупная премьера сезона — "Завещание" Гнедича, про которую в "Ежегоднике" сказано: "Основной темой пьесы послужила автору много раз трактованная мысль — что только искренняя любовь к ближнему может дать человеку чистое счастье". Для доказательства этой евангельской истины, автор вывел добродетельную молодую девушку Иду, которая своим благородством пробуждает благородство в душе своего двоюродного брата Леонида. Это "обновление" человеческой души совершается на фоне чрезвычайно запутанной интриги, развертывающейся вокруг завещания богатого старика Чебышева, дяди Иды, при чем мы имеем здесь обычные аксессуары подобных пьес: взаимное непонимание, недоразумения, раскаянья, примирения и т. д.

Следует отметить, что "Бурелом" выдержал двадцать одно представление, "Завещание" — девять и "Предел" — три представления. Мы не называем нескольких одноактных пьесок, среди которых — "шутки" и водевили, свидетельствующие о том, что этот жанр продолжал процветать в Александрийском театре на всем протяжении изучаемого периода и не преследовал других целей, кроме развлечения публики.

Мы видим таким образом, что общий характер репертуара, его художественная и идейная ценность мало повысились к началу ХХ-го века. Тем не менее, как отмечено выше, усилия, направленные к улучшению репертуара, делались, н в особенности, когда во главе труппы становились люди более требовательные как В. П. Карпов, состоявший главным режиссером с 1896 по 1900 год, или П. П. Гнедич, назначенный управляющим труппой с первого января 1901 года.

Если Александринскому театру не пришлось создавать нового своего репертуара, оставить в этот период заметного следа в истрии нашей драматургии, то следует признать его заслугой усилившееся внимание я классиках. Не говоря уже об Островском, пьесы которого заняли значительное количество вечеров в сезоне 1900 —1901 года, в этом сезоне были поставлены "Коварство и Любовь" Шиллера, "Гамлет" и "Ромео и Джульетта" Шекспира; ставился Мольер, Л. Н. Толстой, Гоголь, Грибоедов.

IX

Подводя итоги репертуару Александрийского театра, не трудно представить себе те общественные группы, вкусы которых породили этот репертуар. Тон Александрийскому театру давали по преимуществу те слои буржуазии и буржуазной интеллигенции, которые менее всего склонны были к недовольству, а тем более к каким-нибудь потрясениям, к ломке существующего порядка. Мы, к сожалению, не имеем точных сведений о классовом составе посетителей Александрийского театра. Но по его репертуару и свидетельствам современников можно косвенно судить об его "социальном заказчике". Он не удовлетворял запросы тех слоев буржуазии, которым хотелось чего-то большего, чем изображение будней, которые породили меценатство, искали хотя бы эстетических бурь и революций, которые создали Московский Художественный театр, требовали новизны и изысков, которые породили символические и декадентские издательства и все, так называемое, модернистское искусство.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100