Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху реакции (1881-1905). Часть 15

"Я только что прочел новую драму гр. Т. и не могу прийти в себя от ужаса. Его усиливает еще слух, будто бы готовятся давать ее на императорских театрах и уже разучивают роли.

Не знаю, известна ли эта книга вашему в-ву. Я не знаю ничего подобного ни в какой литературе. Едва ли сам Золя дошел до такой степени грубого реализма, какой здесь достигнул Толстой.

Искусство писателя замечательное, но какое унижение искусства. Какое отсутствие идеала,—больше того, отрицание идеала, какое унижение нравственного чувства, какое оскорбление вкуса. Больно думать, что женщины с восторгом слушают чтение этой вещи и потом говорят об ней с восторгом. Скажу еще: прямое чувство доброго русского человека должно глубоко оскорбиться при чтении этой вещи — что ж будет при представлении? Неужели наш народ таков, каким его изображает Толстой? Но это изображение согласуется со всей тенденцией новейших его произведений, — и народ-де наш весь во тьме сидит, и первый он, Толстой, приносит ему новое свое евангелие...

Воображаю первое представление. Ложи будут наполнены кавалерами и дамами высшего общества, любителями и любительницами сильных ощущений днем и ночью. Дамы в роскошных туалетах станут смотреть на представление из чуждого им "мужичьего" мира, в котором живут и двигаются тоже люди, похожие на животных. В каждом акте станут ощущать приятный "ужас". В 5-м акте по случаю детоубийства, хрустения косточек и писка, матери будут плакать, но какие фальшивые слезы! Похоже будет на то, что встарину собирались нарядные дамы смотреть на публичную казнь преступников, — и тоже плакали, между конфетами и мороженым.

Но это не все. Пьеса станет модною. Вся петербургская публика, от мала до велика, потянется в театр. Нравственный уровень пашей публики очень низок. Ложи наполнятся девицами и малолетними детьми. Это наверное. Какова будет в нравственном отношении привычка — смотреть в течение нескольких часов живую картину преступлений, разврата и дикого быта. Дети, вернувшись из театра станут повторять, со смехом, слышанные фразы и слова: однова дыхнуть, скуреха, острожная шкура, в рот тебе пирог бы гороховый и т. п.".

Нельзя не отметить, что почти все историки театра единодушно говорят о понижении художественной и общественной значимости репертуара в изучаемую эпоху. "При ярко выраженном подражательном характере нашей драмы не удивительно, — говорит Варнеке в своей "Истории русского театра", — что быстро возникли трафареты и прочно установленные шаблоны не только драматических приемов, но даже фабул и персонажей.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100