Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху реакции (1881-1905). Часть 13

VI

Первые раскаты, возвещавшие недалекую уже бурю, не донеслись до стен Александрийского театра. Не только такие писатели, как Гауптман или Горький, прошли мимо его репертуара или оказались в нем непонятыми залетными птицами, но даже вся та неудовлетворенность, то метание сознания, мятежные индивидуалистические порывы, которые породили всю модернистскую драматургию конца века, не нашли никакого отклика на казенной сцене, а между тем все эти Ибсены и Гамсуны, Метерлинки и Леониды Андреевы по своему сигнализировали надвигающуюся грозу, так как искусство возвещает о революции не только тем, что появляются буревестники, глашатаи стремлений подымающегося класса, но и смятением среди идеологов класса обреченного. Александрийский театр стоял далеко от бурь. Он предпочитал пользоваться безобидным, в меру прогрессивным варевом, которое изготовляли Потехины и Модесты Чайковские. Как трудно было проникнуть на сцену настоящей крупной общественной сатире, об этом свидетельствуют те мытарства, которые претерпевали пьесы Сухово-Кобылина. Любопытен эпизод с его комедией "Смерть Тарелкина", которая не была пропущена комитетом в 1883 году. Никто из членов комитета не мог понять этого произведения, и в протоколе была приведена следующая мотивировка: "Полицейское самоуправление изображено в главных чертах такими красками, которые в связи с неправдоподобностью фабулы умаляют силу самой задачи и явно действуют во вред художественности. Пьеса единогласно не одобрена". Причины скудости репертуара таились в общих условиях момента. Старый реализм изжевал себя не только в театре, но и в литературе. Показ жизни, простые сцены или картины жизни, уже никого не удовлетворяли. Быт, просто быт, объективное изображение борьбы в пределах этого быта, проповедь, направленная к исправлению нравов, — на этом пути не было впереди перспектив. Более отдаленное будущее принадлежало иному реализму, показу жизни в борьбе ее противоречий, тому театру, который самым раскрытием смысла этой борьбы организует волю и указывает путь революционному классу, выковывающему новые формы жизни, тому театру, творческий метод которого стал разрабатываться уже после Октября. Ближайшее будущее принадлежало романтике, символистам, мистикам и эстетам всех видов, очутившимся между двумя четкими эпохами. Современники близоруко видели причину упадка, репертуара казенной сцены именно в его реалистическом направлении, в его враждебном отношении к романтизму. "Презрение к эстетике, красоте не могло не отмстить зв себя, я эта месть постигла довольно скоро все части искусств театра, приведя их к концу XIX века к полному омертвению", писал в своей книге о русском театре Зноско-Боровский.




Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100