Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху реакции (1881-1905). Часть 2

Если что объединяло два главных течения в сознании расслаивающейся русской интеллигенции, это была неудовлетворенность существующим порядком, то беспокойно-мятежное душевное состояние, которое побуждало ненавидеть окружающую действительность, рваться куда-то в сторону от торжествующего повсюду мещанства. Революционное брожение, подготовка решительной схватки с царизмом преображались в художественной области в мятежные искания новой тематики, нового стиля, новой художественной формы. Литература отражала колебания мелкобуржуазной интеллигенции. Часть ее искала выхода в пределах существующих общественных отношений, не думала о революционном взрыве существующего порядка, мало интересовалась социальными и политическими вопросами и, если думала о какой-нибудь революции, то о революции сознания, а не государственного строя. Внутренний мир личности, его обогащение, обострение и осложнение индивидуальных переживаний, внутренняя свобода, — вот что была склонна противопоставить общественному гнету та часть интеллигенции, которая стояла вдали от рабочего движения, не чувствовала за собой никакой классовой опоры и билась в пределах своего изолированного интеллигентского мира. Именно, из этой среды вышла символическая и декадентская поэзия, весь мистицизм конца века, воцарившиеся в искусстве и в литературе эстетические и индивидуалистические тенденции, культ экстаза, экзальтации, всего иррационального, пессимизм и всевозможные упадочнические настроения. Толстовство, Чехов, "Мир Искусства". Московский Художественный театр, восторженно подхваченные и многократно переведенные Ибсен, Метерлинк, Кнут Гамсун, Оскар Уайльд, Пшибышевский, Комиссаржевская, наши символисты и декаденты от Мережковского до Блока и Белого, религиозно-философские общества, — все эти явления имели один общий социальный источник — растерянность той части интеллигенции, которая не могла погрязнуть в болоте мещанских интересов, ощущала неизбежность гибели выдвинувшего ее класса и всей системы созданных им представлений, но которая была слишком заражена его вкусами, слишком органически связана с ним, чтобы воспринять пролетарскую психологию, понять, откуда придет освобождение творческой личности всего человечества. Искусство и литература, созданные этой интеллигенцией, представляют собою картину величайших достижений в области формы и техники. При всей своей политической беспомощности, это богатое творчество даже сыграло своеобразную роль, т. к. вело непримиримую борьбу с пошлостью и иногда незаметно для самих авторов становилось обличительной сатирой, направленной против наиболее темных сторон жизни. и жалобы чеховских героев, и проповедь Бранда задевали жгучие проблемы современности, выдвигаемые жизнью, больные вопросы, хотя и не с топ стороны, с которой подходило к ним революционное сознание. Но была и другая часть интеллигенции, которая шла более верным путем, существовал не только "Северный Вестник" "Мир Искусства", всевозможные "Скорпионы", "Грифы", позднее "Весы", "Аполлоны" и прочие издательства и журналы с показательными и причудливыми названиями.




Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100