Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху "либеральных" реформ (1860-1880). Часть 35

Он знал не только внешнюю типичность, но и внутреннюю своеобразность. Оттого так необычайны и смелы бывали его приемы, оттого так занимательно он играл Кочкарева. Если он и не был трагиком, то он остро чувствовал трагические противоречия жизни, в какие бы веселые внешние формы они не выливались. Он показывал безысходную тоску жизни, безрезультатно гибнущую энергию мелких людей, он играл комические роли в плане Гоголевского горького юмора. Нервная сила его игры противоречила привычным театральным подходам, как противоречил им весь внутренний смысл его актерского облика. Его творчество как бы разрывало рамки сцены, и к зрителю становился лицом обнаженный, без украшающей маски, образ нового актера. В этом смысле Васильев был новатором. Он рисовал купцов, чиновников, представителей разночинной интеллигенции без пафоса, но с предельной в условиях сценической техники того времени простотой. Его губило то, что ни свое знание жизни ни свое мироощущение он не мог соединить с твердым и ясным миросозерцанием. Потому его игра оставалась в какой-то мере хаотичной.

Вместе с его уходом кончился и переходный период Александринского театра. Иные имена и иные актеры вступили на сцену.

Не надолго первое положение в труппе заняли Нильский, Сазонов и Монахов. Та линия светски-буржуазного театра, которую они проводили, нашла скоро на много более блестящих и талантливых воплотителей.

В 1873 году дебютирует Дюжикова.

В 1874-м появляется Савина, которая впервые сумела соединить характерность с внутренней типичностью, и с которой связывается целая эпоха жизни Александрийского театра.

В 1875-м году в труппу входит Варламов, который с гораздо большей силой раскрывает на сцене сюжеты быта, и Петипа, — воскресающий, с неменьшим блеском, линию салонных любовников. Через год происходят дебюты Киселевского и Горева.

В 1876-м году гастролирует Стрепетова, обнаруживающая мощное проникновение в психологию русской женщины низших сословий.

В 1878-м году из Москвы переводится и вступает в труппу Н. Васильева.

Наконец, в 1880 году в труппу входит В. Н. Давыдов.

Таким путем формируется труппа исключительного качественного состава. При всем различии индивидуальностей актеров возникает некоторое единство их игры. Противоречия, разрывавшие труппу шестидесятых-семидесятых годов, постепенно исчезают.

К концу Александровского царствования Александринский театр уверенно утвердился на своих позициях. Защитник власти и борец против всех радикальных тенденций. — Александринский театр готов и далее выполнять те же цели. Только теперь, к началу царствования Александра III, у него более сильная, крепкая и гибкая труппа. Чем больше нарастала революционная волна, тем реакционнее становился театр.

Взрыв бомбы, уничтоживший Александра II, открыл путь на престол его наследнику и продолжателю.

В лице Александрийского театра Александр III получил в системе государственной пропаганды послушное идеологическое орудие.




Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100