Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху "либеральных" реформ (1860-1880). Часть 26

Но не они были вождями драматургии и не они делали лицо сезона. В этом смысле интересно, какие именно пьесы классиков имели успех и их соотношение по числу представителей с другими пьесами. В первых рядах из пьес Островского стоят "Гроза", "Бедность не порок" и "Воспитанница". Но приблизительно столько же спектаклей, как "Бедность и порок", выдержали "Жених из долгового отделения", "Птички певчие" и "Беда от нежного сердца". "Воспитанница" уступает своим успехом "Петербургским когтям", "Орфею в аду" и "Азу и Ферту". "Доходное место" имело успех меньший не только, чем "Женитьба Бальзаминова", но и чем "Виц-мундир", "Гувернер", "Злоба дня", "Вспышка у домашнего очага" и "Лев Гурыч Синичкин". Если "Свадьба Кречинского", благодаря блестящему, подлинно французскому комедийному мастерству ее построения и портретности образа главного героя, и выдержала 100 спектаклей, то "Дело" и "Смерть Тарелкина" были запрещены цензурой, одновременно вызывая резкий протест большинства современной критики против новой формальной техники пьесы, не передававшей несправедливость суда и участка в преувеличенно-сгущенных красках. Три пьесы Тургенева в общей сложности выдержали 36 спектаклей. Но и та высокая культура письма и слова, которые делали пьесы Тургенева исключительными явлениями, при их внешней несценичности, оказалась слишком трудно преодолимой задачей для косного мастерства Александрийского театра.

Бытовая драма играла на Александрпнекой сцене меньшую роль, чем публицистическая. Александрийский театр более тянуло к образцам французской комедии, чел к драматургам типа Островского. Творчество Островского, так яростно в свое время разделявшее западников и славянофилов, обращалось к зрителям Александрийского театра не этими своими сторонами. Если в своей спорах западники и славянофилы черпали свои доводы в защиту своих позиций из тех или иных произведений Островского, то они часто не замечали того нового философского и политического смысла, который несло с собой мастерство этого замечательного и житейски мудрого драматурга. Философия подчинения быту, как бы резко ни были охарактеризованы отдельные его отрицательные стороны, свойственна Островскому. Он не закрывал глаза на неустройство жизни и видел ее несправедливость, но он не верил ни в какие ее окончательные реформы и возможности радикального ее изменения. Оттого его произведения, полные глубочайшей наблюдательности и тонкого умения видеть людей, так безотрадны и противоречивы в их философском смысле. Художник, заблудившийся в классовых противоречиях, не мог их разрешить, всякий разрыв с установленным бытом оказывался для его героев трагедией, — волки, лесные обитатели поместий и хищные кулаки неизбежно правят миром. Речь может итти лишь о том, что на смену дряхлеющим хищникам приходят хищники молодые.




Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100