Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху "либеральных" реформ (1860-1880). Часть 11

III

Репертуар Александрийского театра за двадцатипятилетие огромен. Хроника Вольфа приводит более или менее достоверные цифры. Бели они в той или иной мере уклоняются от точности, то только в смысле незначительных колебаний и средний арифметический подсчет остается верным. С 1855 г. до 1881 г., Александрийским театром была сыграна 1101 пьеса. Очень большой процент падает на водевили, которые продолжали часто ставиться и все еще являлись непреложным придатком спектакля. Их число определяется в 464. Меньшая часть всех спектаклей перешла от прошлых лет — 400. Остальные 701 — поставлены за это время, при чем появление новых водевилей сокращается по сравнению с представлением новых многоактных пьес. Бели из 400 пьес, перешедших от прошлых лет, 249 составляют водевили, а 151 — большие пьесы, то за отчетное время на 215 водевилей падает 486 пьес. И, наконец, в то время, как водевили продолжают быть в своем большинстве переводными (164 из 215), то большие пьесы в такой же подавляющей пропорции принадлежат творчеству русских авторов (316 оригинальных пьес и 170 переводных).

Статистические данные обнаруживают не только производственную загруженность театра, но и внутренние тенденции его репертуарной линии. Они подтверждают постепенное падение интереса к водевилю и возрастающее влияние современной большой пьесы. Характерно, что среди авторов этих пьес большинство не оставило никакого следа в драматургии. Мы имеем дело с производителями сценариев, литературное и психологическое значение которых было поистине ничтожно. Сценарии очень часто заимствуются из французских пьес и приспособляются к русским нравам. Что скажут сейчас русскому театру имена тех десятков авторов, которые давали в течение 25-ти лет по одной или по две пьесы, чтобы затем навсегда исчезнуть?

Кондыревы, Климовские, Ушаковы, Шигины, Дьяконовы, Гриневы демонстрировались в качестве образцов драматургии пресловутым литературным комитетом. Пьесы писались случайными людьми. Они и создавали характерную для эпохи атмосферу низкого литературного качества. Если Дьяченко и Александров брали за образец французских писателей, то эти многочисленные авторы брали за ведущее начало не Островского, а самого Дьяченко, не Сухово-Кобылина, а Потехина, не Пушкина, а Кукольника — они были бледными вторичными подражателями подражательных драматургов.

Большая литература входила в театр медленно, е большими противоречиями. Преобладающий нелитературный материал защищал свои позиции с яростным упорством. Место иностранных классиков было незначительно. Шекспиру за 25 лет принадлежало 113 спектаклей при 8-ми его пьесах. Мольеру — 50 при 10-ти. Шиллеру — 8 при трех. Всего на долю западных классиков пало за двадцатипятилетний период 187 представлений. Количество постыдно малое для единственного драматического театра эпохи. Многие из этих пьес выдержали едва по 3—4 представления, как "Макбет", "Жорж Данден", "Разбойники", "Коварство и любовь", "Дон Карлос", "Эмилия Галоти". "Тартюф" игрался всего б раз, "Скупой" — наиболее часто играемая комедия Мольера — 7 раз. И лишь "Гамлет" и "Лир" насчитывают десятки спектаклей. Трагедия о принце Датском прошла 47 раз, "Лир" — 28.




Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100