Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху "либеральных" реформ (1860-1880). Часть 7

Испуг перед революцией откликнулся в репертуаре выпадами против нигилизма и разночинной интеллигенции. Выстрел Каракозова повлек за собою волну патриотических, монархических пьес. Хождение в народ вызвало соответственный репертуар, в котором идея народничества была обезличена и приведена к мирному сотрудничеству помещиков и освобожденных крестьян. Целая серия пьес была предназначена для пропаганды и оправдания произведенных куцых реформ. Оттого Александрийский театр и был и в общественном и художественном смысле носителем реакционных идей.

Конечно, театру пришлось переоценить прежнюю систему взглядов и связанные с нею приемы. Ему пришлось, откликаясь на текущую жизнь, выдвинуть ряд принципов, охранявших его аудиторию от идей Чернышевского, социалистических учений и проповеди нигилистов. Ему пришлось, наконец, ввести новые образы и типы, которые должны были характеризовать эпоху в благоприятном для правительства освещении. На этом пути театр пережил несколько этапов.

Так называемая эпоха "великих реформ", непосредственно связана с событиями последнего десятилетия предшествовавшего царствования.

История Александрийского театра невнятна без последних лет Николая. Оттого так важны истоки творчества Мартынова захватившие очень короткие годы мнимого Александровского либерализма. Оттого так существенны причины крушения Каратыгинской школы, первые признаки распада Александрийской труппы и борьба стилей и методов внутри одного и того же театра.

В театре под влиянием новых общественных и экономических условий и в силу проникновения нового содержания происходит ревизия и приспособление старых театральных форм и нарождения новых. Появление буржуазии несет с собой новое содержание и поиски нового стиля, поиски тех форм, которые наиболее полно могли выразить это содержание. На этом пути и водевиль и мелодрама были временными этапами. Они — в рассматриваемый нами период уже не могли быть господствующими жанрами, какими они являлись в сороковых годах. Они не могли полностью вместить в себя то новое, что наблюдалось в жизни, и неизбежно должны были подвергнуться ревизии и пересмотру.

Эти формы применялись к условиям русской жизни, вызывая сопротивление защитников канонического искусства и раздражение у последователей французского театра. Приспособители не церемонились со строгостью формальных законов. Им было важно и интересно, хотя бы в изуродованных формах и упрощенных приемах, донести до зрителя свои замыслы, стремления и чувства. Для этого в равной мере служили и иноземная "Жизнь игрока" и русские "Титулярные советники". Вместо графов и маркизов героями спектаклей постепенно стали русские исторические деятели или жители чиновничьего Петербурга. В водевилях купцы, жители Песков и мелкие чиновники вытеснили былых маркизов, изящных графов, плутоватых французских субреток и веселых художников. Бытовые наброски, жанровые очерки проникают на сцену. Зрителю Александрийского театра интересно видеть на сцене отображение своей жизни. Таким путем подготовлялось появление новых жанров, более отвечавших потребностям зрителя.




Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100