Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху "либеральных" реформ (1860-1880). Часть 6

Неудивительно, что "освобождение крестьян" вызвало в первые годы опубликования указа более двух тысяч крестьянских волнений. Однако, "крестьянская реформа" была, проводимой крепостниками, буржуазной реформой. Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию" (В. И. Ленин, Крестьянская реформа. Статья в Социал-демократе № 21—22 за 1811 год). Проводя эту реформу, правительство жестоко боролось со всеми кругами радикальной интеллигенции, выражавшей революционные стремления крестьянства. Ответом на начавшееся в 1873 году хождение в народ, на организацию в 76-м году "Земли и Воли", а в 79 году "Народной Воли" явился правительственный террор. Десять покушений на Александра II, совершенных различными политическими террористическими организациями, вызвали в качестве ответа сотни казней и тысячи арестов.

Ленин указывает, что "после 61 года развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века". Но этот процесс протекал в рамках монархического государственно строя, возглавляемого крепостниками. Это своеобразие исторического развития необходимо иметь в виду, оценивая воздействие сложного переплета классовых сил на идеологическую деятельность Александрийского театра. Процесс превращения монархии феодальной в монархию буржуазную был процессом длительным и сложным. Приход и укрепление купца, промышленника, фабриканта и финансиста сопровождался сложным процессом кристаллизации этих новых классовых сил, их выявления и переплетения на всех участках экономической, государственной и общественной жизни и выработки своеобразных форм сожительства и сотрудничества с феодально-монархическим государственным строем. Еще более сложен путь идеологического выявления буржуазии. Идеология буржуазных прослоек медленно пробивала себе дорогу сквозь толщу крепостнических традиций в театре. Путь превращения Александринки в буржуазный театр продолжителен и сопровождается одновременным сосуществованием в театре различных методов и жанров. Наследие придворно-аристократической традиции продолжает сказываться и в репертуаре, и в манере актерской игры в 70—80-х годах. Театр долго не может освободиться от художественных вкусов и взглядов, полученных им от предшествующей эпохи. Новое идеологическое и бытовое содержание часто вступает в борьбу со стареющими формами театра. Самая формула "буржуазный театр" в специфических условиях Александрийского театра на рассматриваемом историческом этапе нами применяется весьма условно. Будучи идеологическим орудием монархического государства, театр был рупором мало квалифицированной драматургии, которая, выдвигая ряд внешних злободневных вопросов, снижала их и разрешала в нужном, правительству, направлении. Оттого колебания правительственной политики немедленно отражались и на театре. Оттого мнимый либерализм первых лет Александровского царствования сменился и на театре жесточайшей реакцией последних лет.




Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100