Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху крепостничества (1832-1860). Часть 58

Интересна, между прочим, была точка зрения режиссеров на роль и значение статистов в спектакле, и любопытно, с какими обстоятельствами мирились они в своей работе.

Выходные актеры употреблялись на "осмысленных" выходах, т. е. где требовалась игра. Для массовых же сцен употребляли статистов, от которых не требовалось никакой игры. Эта дикая установка на массовые сцены, как не требующие игры, долго царила на Александринской сцене, пока не победили ее А. А. Яблочкин в свой второй период службы на сцене Александрийского театра и значительно позже — А. А. Санин.

Статистов брали из гвардейских полков. Обыкновенно писалось отношение в Петербургский Ордонанс-Гауз (Комендантское управление) о присылке на репетицию или на спектакль такого то числа солдате ружьями, с лошадьми и пр. Наряды шли через контору театров, которая постоянно путала требования режиссеров, и потому в Ордонанс-Гаузе постоянно затруднялись — куда, в какой театр посылать гвардейцев, из какого полка, сколько человек, утром или вечером, с какими принадлежностями и пр., и пр. Происходила невероятная путаница, самым плачевным образом отражавшаяся на спектакле. То солдаты приходили без холостых зарядов, то опаздывали, так как должно было изломать боевые патроны, то на спектакль являлись совершенно новые люди, а прошедшие репетицию посылались в наряд. Приходилось на скорую руку перед самым спектаклем репетировать со вновь явившимися, а иногда даже вымарывать целые сцены.

Если мы взглянем, наконец, еще на два элемента спектакля — музыку в живопись, — то увидим, что и в этих слагаемых далеко не все обстояло благополучно.

Почти ни одна из постановок не проходила без музыки. В том числе она неразрывно сопровождала пьесу — будь то вставкой романс, хор, куплеты, танцы. Иногда действие заканчивалось значительным введением в пьесу музыки, и под ее аккомпонимент разыгрывались трогательные мимические сцены. Таков мелодрамой заканчивался, например, один из актов драмы "Параша Сибирячка", — сцена ухода Параши, музыка входила в спектакль, заполняя длительные антракты. Тогда в каждом театре существовали оркестры, а в Александрийском театре был самый слабый оркестр. Во главе его сначала стоял Т. В. Жучковский, из дворовых. При нем оркестр обычно сонливо наигрывал стародавние музыкальные пьесы, выбранные из забытых опер и симфоний, в твердой уверенности, что его никто не слушает. В 1846 г. в должность дирижера вступил известный музыкант В. М. Кажинский. С большою стройностью, с жаром и увлечением оркестр стал восполнять серьезную музыку, удачно подобранную к характеру спектакля. Публика не расходилась, слушала с большим интересом и требовала повторений; Кажинский стал даже ее любимцем.

К пьесам из любезности к бенефицианту, по дружбе, писали многие более или менее талантливые композиторы и писали охотно, так как публика всегда с воодушевлением принимала и вставные романсы, и хоры в пьесах, и куплеты в водевилях. Простая, не затейливая, мелодичная музыка, не требовавшая обработанных голосов, находила в труппе превосходных исполнителей. Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, Н. В. Самойлова, А. Ж. Степанова, которую пению, между прочим, обучал влюбленный в нее, с большим искусством подавали игривые, веселые куплеты.




Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100