Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху крепостничества (1832-1860). Часть 42

Начальство заботилось только о пополнении балета молодыми артистками, но и будущих балетных артисток развивали больше для практических целей, чем для достижения совершенства в хореографическом искусстве. Генерал Дубельт — начальник III отделения, директоры Гедеонов и Сабуров — занимались здесь самою постыдною деятельностью.

Вез малейшей подготовки, с одними лишь практическими навыками, впитав всю грубость рутины, без всяких духовных запросов являлась молодежь в театр для работы, на грошевые оклады, даже при тогдашней дешевизне не способные обеспечить прожиточный минимум.
Здесь они попадали в полное и безконтрольное распоряжение дирекции, которая поступала с актерами, как с крепостными. Положение долгое время было совершенно бесправное. По окончании училища актер обязан был прослужить десять лет на окладе, назначаемом дирекцией; вышедший из труппы ранее десяти лет обращался в первобытное состояние (указ Правительствующего Сената от 31 июля 1828 г.).

Оплата труда была крайне низкая. В 1832 году содержание громадной российской труппы (т. е. драматической и оперной) стоило 200215 р. 29 к., а содержание одной незначительной по штату французской труппы — 224236 р. 10 к. Иностранцы получали значительные оклады. Например, знаменитая Тальони имела твердый оклад в 97550 р. ассигнациями (1840 г.), пользуясь при этом пятимесячным отпуском.

— Наемные слуги в хороших домах получают более, нежели большая часть русских артистов, — писал Гедеонов Волконскому, — да и самые первые сюжеты из национальных получают жалованья менее второстепенных иностранцев, и я смею сказать, что при таком несправедливом унижении удивительно, что еще проявляются таланты, ибо для развития таланта необходимо: поощрение, удовлетворение самолюбия и обеспеченное существование. Может ли артист заниматься своим искусством, когда обязан заботиться о средствах прокормить свое семейство? Какие должны рождаться в нем мысли, когда при сознании своего таланта он видит, что бесталанный живет в довольствии потому только, что он родился заграницею, а он едва имеет кусок хлеба, оттого что он русский..." — вступался за артистов Гедеонов, требуя денежного удовлетворения для артистки Андреяновой (его фаворитки) за московские гастроли, и которой министр двора отказал, требуя, чтобы артисты играли везде, где потребует дирекция, за то же вознаграждение.

Актеры, не имея почвы под ногами, соскальзывали с круга, нередко окончательно спиваясь, актрисы спешили приобрести покровителя, чему содействовало само же начальство.

— У вас, легкомысленных девушек, нет никакого расчета: ты вот, хочешь выйти за актера. Ну, что у него за жалованье? Какие средства? У тебя самой нет никакого приданого; ну, чем вы будете жить? С первого года пойдут дети, по целым месяцам не будешь учиться танцовать, — вот, и останешься вечной фигуранткой. Мне тебя жаль, ты девушка хорошенькая и могла бы составить себе фортуну, — говорил обычно Гедеонов воспитанницам.

В 1833 году к существовавшим по императорским театрам постановлениям присоединилось следующие унизительное и жестокое постановление, в силу которого "впредь у всех не замужних актрис и танцовщиц, кои окажутся беременными и потому не в состоянии будут исправлять свои должности, остановлено будет жалованье до выздоровления их и появления на сцену, а равно и у актеров, танцоров, музыкантов, кои от развратного образа жизни впали бы в любострастную болезнь, до вступления их опять в должность".




Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100