Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Театр в эпоху крепостничества (1832-1860). Часть 5

Машинную часть, т. е. механическое устройство сцены предположено было построить по последним усовершенствованиям западно-европейской театральной техники, и для этого из Парижа был выписан лучший театральный машинист Гриф. В начале 1829 года он прибыл в столицу и вскоре же представил план "механической части театра", на сумму свыше полумиллиона рублей. Росси не согласился ни с проектом, ни с суммой, но дело до конфликта не дошло, так как Гриф в разгаре переговоров в феврале 1830 года умер. Наши машинисты Натье и Тибо проект покойника забраковали, а от предложения устроить механизм по их планам отказались, якобы за неимением времени, а на деле — просто боялись взяться за работу по малому знанию техники. В результате поисков был приглашен машинист лейпцигского театра Роллер.

По приезде Роллера министр двора Волконский приказал Росси немедленно испытать Роллера и дать об его способностях, знаниях и пригодности свое заключение. Здесь произошла история, чрезвычайно характеризующая нравы эпохи. Росси был возмущен приказанием, так как Роллер был уже известной величиной и самое приглашение его как бы говорило за полную компетентность его в вопросах машинно-театральной части. На это приказание Росси писал вице-президенту строительной комиссии, что он показал Роллеру место сцены и устройство чугунных стропил, где должны быть навешаны части механизма сцены, и дал ему планы и разрезы всей сцены, чтобы тот сделал свои распоряжения касательно устройства всего механизма, как он думает. — "На это, мне кажется, — писал Росси, — надобно дать каждому сочинителю время, чтобы он мог сие хорошенько обдумать, потому что это дело не блины печь. Впрочем, я не старшина и не староста машинистов и представляю вашему начальству сие дело, как угодно, решить..." Резкий тон и категоричность Росси были оплеухой николаевскому правительству, привыкшему распоряжаться по-солдатски и требовать беспрекословного исполнения самых глупейших приказаний. Было доложено Волконскому, который счел нужным посвятить в дело Николая. Последний пришел в ярость, но вспомнив, что Карл Росси — иностранец, приказал объявить архитектору, что за такие грубые и неприличные выражения он подлежал бы аресту, но что император "избавляет его от сего в уважение болезненного состояния, которому единственно благоугодно его величеству приписать ни с чем не сообразный поступок". Весь инцидент кончился выговором Росси без занесения в формуляр.

Роллер ревностно отдался работе. Смета, представленная им, выразилась в 270000 рублей. Осуществление проекта Роллера выполнял Александровский Литейный завод, приготовивший для театра вообще все металлические части, связи из чугуна, металлические украшения над аттиком и внутри театра, паровое отопление и водопровод.

Между прочим, металлическими были проектированы статуи муз Эраты и Терпсихоры над боковыми аттиками и фигуры Талии и Мельпомены в нишах, но вследствие экономии были сделаны из алебастра. Фигуры эти при нашем сыром климате уже в 1834 году потребовали ремонта, так как грозили совершенно развалиться. В 1836 году скульптор Франц Тибольт снова исправлял статуи, так как они грозили опасностью для жизни прохожих. Наконец, в 1840 году статуя на заднем фасаде театра упала с крыши. Исправление алебастровой фигуры было признано непрочным, неблагонадежным, и в мае 1840 года по приказанию Николая фигуры с крыши были сняты; две же фигуры в нишах на переднем фасаде просуществовали до 1847 года, когда их постигла та же участь.




Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100