Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сто лет театру. Вступление. Часть 8

Оговариваемся, что не во всех статьях это осуществлено с достаточной глубиной и полнотой и с должной степенью исторического анализа соответствующей эпохи.

Но, несмотря на это, попытка такого подхода к оценке исторического пути Александрийского театра заслуживает внимании. Ибо путь этого театра исключительно сложен и своеобразен. Ибо в отличие от других театров уродливо-бюрократические черты "великих реформ" на этом театре сказались сильнее, чем на других. Ибо из всех императорских театров черты крепостнического господства он сохранял долее других.

Проникли ли в театр идеи Чернышевского и идеи народничества? Нет и нет.

Был ли театр связан с движением общественной мысли и передовыми идеями либеральной буржуазии, ставшей в "оппозицию" к феодально-дворянскому строю? Нет и нет. Патриотическая драматургия Кукольника и Полевого восхваляла самодержавие и православие. А в Москве Малый театр был вторым университетом для передовой интеллигенции того времени. Вокруг Малого театра группировались лучшие представители этой интеллигенции — Белинский и Герцен, Грановский и Огарев. Александрийский театр никогда не знал этой идейной связи с прогрессивными побегами жизни, с передовыми умами эпохи. Его идейный уровень был всегда низок. Чиновник и купец предъявлял свой "социальный заказ" и диктовал ему свои эстетические вкусы, на которые он отвечал русифицированной французской мелодрамой, опереткой, водевилем и пошлой мещанской драмой своих последних десятилетий. Он не знал ансамбля, не знал режиссера (за исключением отдельных страниц своей истории, среди которых особое место занимает работа Мейерхольда), не знал художника (за исключением работ Головина). Он слабо усваивал те достижения в области постановочной работы в театре, которые проникали в поры старых театральных организмов под влиянием успешных новаторских опытов. Он был богат исключительным актерским коллективом, который, несмотря на убожество репертуара и почти полное отсутствие постановочного начала в подготовке спектаклей, давал исключительные образцы драматического искусства, имеющего своим истоком только одну побеждающую силу — исключительное мастерство замечательных актеров, собранных в стенах этого театра. Имена Жулевой, Давыдова, Варламова, Савиной, Далматова, Стрельской, Комиссаржевской, Кондрата Яковлева и других достаточно хорошо известны и говорят сами за себя. Традиции Каратыгина и особенно Мартынова получили свое дальнейшее развитие и усовершенствование в творчестве этих великих актеров. Традиции реализма составляют основную характеристику этого блестящего актерского коллектива. Но в то же время, этот замечательный актерский коллектив был общественно обезличен и являл собой наиболее типичный образец индивидуалистического, мелко-буржуазного актерского быта и сознания.

Октябрьский переворот был им встречен явно враждебно. Среди влиятельной верхушки шли разговоры о прекращении работы в театре, о полном уходе всей труппы и создании нового театра, т. е. того же Александрийского — в другом помещении. Коллектив, в течение 85 лет мирно переносивший варварское и деспотическое управление театром со стороны царей, министров и царских чиновников, встал в позу оскорбленного достоинства и непримиримого противодействия, когда рабочий класс только приблизился к Александрийскому театру. Мы говорим "только приблизился", потому что и на первых порах своей деятельности Советская Власть с необычайным тактом и большой осторожностью подходила к овладению теми организмами, которые носили название императорских театров.



Другие части этой главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Все части книги.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100