Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Тайны мадридского двора

Юбилейные гастроли БДТ в Москве завершились спектаклем «Дон Карлос, инфант испанский»
Именно с этого спектакля по пьесе Шиллера, впервые сыгранного 15 февраля 1919 года, началась история БДТ, «театра классической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Он оставался в репертуаре до середины тридцатых годов, после чего был снят и вновь восстановлен в начале сороковых. Новый «Дон Карлос», поставленный художественным руководителем БДТ Темуром Чхеидзе, стал финальной точкой в торжествах, посвященных 90-летию театра.
В Москву спектакль привезли спустя полгода после премьеры. За это время питерская публика имела возможность составить о нем свое мнение, а театральная пресса — разобрать его по косточкам, назвав все плюсы и минусы, и в итоге объявить последнюю премьеру БДТ одной из главных загадок сезона.
Это при том, что в самом выборе пьесы ничего загадочного нет. Известно, что решение поставить к юбилею БДТ имени Товстоногова шиллеровского «Дон Карлоса» было принято еще при жизни Кирилла Лаврова. Идея «закольцевать» историю театра вполне логична, и отказываться от нее было ни к чему. Да и для Темура Чхеидзе Шиллер — автор не случайный. Девятнадцать лет назад он поставил на сцене БДТ «Коварство и любовь». Кто видел этот спектакль, вряд ли успел его забыть.
И все-таки в «Дон Карлосе» есть загадка, и не одна, что в общем-то неудивительно: история жизни и смерти испанского инфанта ими полна. Историки и поэты наделяют его противоречивыми чертами: его рисуют то слабоумным молодым человеком, ставшим игрушкой в чужих руках, то честолюбцем, задумавшим свергнуть с трона отца.
У Шиллера это романтический герой, страстно влюбленный в свою юную мачеху, которая была его невестой, прежде чем стать женой короля Филиппа. Ближе к концу пьесы он отказывается от любви ради свободы: решается поднять знамя мятежа в готовой восстать против испанской короны Фландрии, за что и гибнет, отданный отцом в руки инквизиции. Во всем этом много нестыковок и противоречий, но кто же ждет логики от романтической драмы? Она сильна другим — бурей страстей, контрастом высокого и низменного, подлости и благородства, коварства и любви.
У Темура Чхеидзе финал отличается от шиллеровского: действие заканчивается сценой встречи Филиппа с Великим инквизитором. Решение о судьбе Карлоса принято, но мы не знаем, будет ли оно приведено в исполнение. Погибнет ли он в застенке, как это произошло в действительности (по одной из версий, инфант был отравлен по приказу короля), взойдет на эшафот или сумеет бежать — зрителю неведомо.
Открытый финал — одна из загадок спектакля, но при желании можно увидеть в нем подсказку. Участь злосчастного наследника в данном случае не слишком важна, потому что спектакль — не о нем. Главный герой «Дон Карлоса» — не принц, а его отец.
Спектакль Темура Чхеидзе — о правителе, обладающем абсолютной властью, которую получил, так сказать, не вполне легитимным путем. Об этом позволяет догадаться фраза, брошенная кем-то из придворных: когда-то Филиппу пришлось принудить своего отца отдать ему трон, поэтому он боится, что и с ним поступят точно так же, и подозревает в коварстве всех вокруг. Валерий Ивченко играет человека, уставшего от собственной подозрительности, которая заставляет его не верить никому и в то же время пускаться в откровенные разговоры чуть ли не с первым встречным, человека безумно одинокого, втайне мечтающего переложить невыносимую для него ношу на чьи-нибудь плечи.
Появление Великого инквизитора (откровенная карикатура на знаменитый портрет Веласкеса), который по-отечески журит короля за попытку править в одиночку, — логическое завершение сомнений испанского короля.
И это самая эффектная сцена в спектакле.


Филиппова Т. 2009. 29 сент.

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100