Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Детки в клетке

Ведомости, 26 октября 2001 года

Виктория Никифорова

 

В Российском Молодежном театре - премьера "Стеклянного зверинца"

Пьесу, истерзанную сонмами постановщиков, в Молодежном сумели реанимировать. Пациент скорее жив, чем мертв. Он поет и танцует джаз, много смеется и кое-как дотягивает до финала. Герои, перестав заходиться в патентованных истериках, стали похожи на людей. Даже главный герой, латентный драматург, плаксивый неврастеник, уже не куксится, а изображает из себя настоящего мужчину. Самый слезливый драматург прошлого века обретает полуприличную прыть и вполне сносный ритм. Автор этого небольшого чуда - Александр Огарев.

Постановщик "Стеклянного зверинца" Александр Огарев позиционирует себя как ученик Анатолия Васильева. Поэтому "зверинец" снабжен фирменным лейблом - танцем под "Чаттанугу", ставшим популярным театральным номером с легкой ноги молодого человека, отца взрослой дочери. Правда, исполнен он без блеска. В крошечном аквариуме малой сцены любой ритмический сбой режет глаз и ухо. Но если Татьяна Матюхова и Илья Исаев не умеют петь и танцевать, то играют они вполне профессионально. К тому же Огарев придумал и кое-что свое. Например, Лаура уплывает в мир своих грез на лодочке без паруса. А ее зверинец сделан изо льда: на протяжении спектакля фигурки оплывают под жестоким светом софитов, и на прозрачные светящиеся капли можно смотреть бесконечно.

Небольшое открытие Огарева, сумевшего содрать с уильямсовского хита патину предрассудков, заключается в том, что все герои у него слегка чокнутые. Обычно режиссеры, как дети, верят всему, что пишет Уильямс в своих безразмерных ремарках. У них получается, что Аманда и Лаура, мать и сестра главного героя, живут в собственных мирках, хрупких и отдельных, как стеклянный зверинец. Из нормального мира к ним является здоровяк Джим, представитель правильного американского большинства. А одаренный братец маячит между рутиной и диагнозом, между меньшинством и большинством, чтобы к финалу растаять на горизонте. Биография автора, конечно, дает основания для такого подхода. Матушка Уильямса, выведенная под именем Аманды Уингфилд, безуспешно лечилась от паранойи. Его сестра, с которой он писал Лауру, всю жизнь провела в психбольницах. Но Огарев сумел позабыть про клинический контекст.

У себя в спектакле он каждого персонажа снабдил своим небольшим стеклянным зверинцем. Лаура собирает хрустальные фигурки, ее мамаша живет воспоминаниями о поклонниках. Сын Аманды постоянно прикалывается, изображая то Хэмфри Богарта, то Генри Фонда, и уже не соображает, что сейчас вытащит из собственного кармана - то ли ствол, то ли авторучку. И даже "нормальный" Том мечтает о карьере, как ненормальный. Каждый упакован в кокон своего одиночества и вполне в нем счастлив. Никто не бьет на жалость, все доброжелательно улыбаются друг другу - тихие безобидные сумасшедшие эпохи Великой депрессии.

На расстоянии протянутой руки от зрителя актерам удается быть вполне натуральными. Иногда они слишком кричат, напрягая тренированные связки так, словно надо до третьего яруса донести раскатистое "То-о-ом! ". Но заслуженная артистка РФ Лариса Гребенщикова в бенефисной роли Аманды старается так, словно рассчитывает сразу после спектакля стать народной. А диалог Лауры и Тома по-настоящему трогателен. Чуть не впервые персонажей Уильямса хочется не отправлять в психушку (прав был Стэнли Ковальский! ), а просто выслушать.

Иногда даже смешно. Вы помните, когда в последний раз смеялись на "Стеклянном зверинце"? Нет? Тогда идите в Молодежный театр.

Деревянный зверинец

Российский Молодежный театр - ближайшие представления:


ИНЬ И ЯН. БЕЛАЯ ВЕРСИЯ 05.05.2019
В дороге 12.05.2019
Хурьма 12.05.2019
Олеанна 16.05.2019
Карамора 17.05.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100