Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Отстой на палочке

Известия, 6 февраля 2002 года
Алексей Филиппов
Отстой на палочке
Как Виктор Шамиров "Трактирщицу" ставил
... А еще новый театрально-коммерческий продукт Продюсерской компании "Независимый театральный проект" можно было бы назвать "Пацанским спектаклем" (подзаголовок "Растление совершеннолетних"). А еще - "Кидалово и попадалово", с подзаголовком "800 зрителей попали на деньги". Сошел бы и "Театральный лохотрон" (подзаголовок: "Бывший талант поставил большую гадость"). Правила нашей газеты не позволяют употреблять в заметках брань - а здесь она была бы кстати.

Виктор Шамиров, поставивший "Трактирщицу" Гольдони, по части мата знаток. В предыдущем своем опусе, лермонтовском "Маскараде", он вплел в спектакль эротический романс на стихи Пушкина: Нина пропела заветное слово из трех букв, и приличные люди почувствовали себя оплеванными. В "Трактирщице" режиссер развивает эти мотивы (кто любит попа, кто попадью, а кто-то - самую грязную лужу): двух дам, у Гольдони значащихся актрисами, Шамиров превратил в грошовых украинских проституток. Блеющими голосами, на мерзком суржике, Агриппина Стеклова и Татьяна Кравченко читают стихи Ахматовой, Цветаевой, Ахмадуллиной, Петровых: ползала ежится, половина - радостно ржет; кажется, что постановщик поставил в доступную позу всю русскую культуру сразу. Именно такого эффекта Виктор Шамиров и добивался.

Этот режиссер отлично начинал, но с каждой новой работой опускается все ниже - и не только в профессиональном отношении. Шамиров вытаскивает на сцену собственные комплексы, он с наслаждением скармливает залу все более тошнотворные театральные блюда. Ему известна магическая сила пошлости и похабства - под этим соусом не обладающий культурной прививкой человек может проглотить что угодно. Виктор Шамиров примерил маску театрального растлителя, и она ему понравилась - в "Трактирщице" он провел групповой сеанс развращения, испакостив пьесу, актеров и зрителей.

Для этой постановки он изобрел новый театральный жанр - его можно было бы назвать "костюмной распальцовкой". Кавалеры в камзолах и дамы в кринолинах объясняются друг с другом наподобие мелких московских бандитов и их подруг: "ну ты, козел!... Да я тебе ухи оборву!... Вот и опять вы обоссались, графиня".

Он знает секреты успеха: классический сюжет нужно свести на уровень сального анекдота, запаковать его в узнаваемые типажи, приперчить легкой нецензурщиной, обложить узнаваемыми актерскими лицами - и подать горячим. Актеры здесь и в самом деле известные - в спектакле заняты Татьяна Васильева, Валерий Гаркалин, Виктор Раков, Георгий Мартиросьян. Васильева представительствует от имени своего актерского брэнда (для роли кружащей мужчинам головы соблазнительницы она старовата, но актерская репутация срабатывает безотказно, а наработанная во множестве фильмов и спектаклей маска отшлифована до мелочей), Гаркалина же этот спектакль доканал.

Трудно поверить, что еще недавно Валерий Гаркалин хорошо играл в Театре Сатиры, и считался одним из самых перспективных драматических артистов. Здесь он превратился в гадкую пародию на самого себя, и его фирменные штучки перешли в иное, малоприятное качество. Гаркалин кривляется, паясничает, жмет, правдами и неправдами выдавливая из зала смешки. Спектакль паразитирует на его узнаваемости, на сложившимся к сегодняшнему дню гаркалинском образе, по ходу дела превращая его в анекдот. После нескольких таких ролей от Гаркалина останутся рожки да ножки.

Все остальные по мере сил следуют его примеру: Виктор Раков груб и брутален, Георгий Мартиросьян важен и обстоятелен, Татьяна Кравченко и Агриппина Стеклова, следуя режиссерскому рисунку, грубо кривляются. Виктор Шамиров взял у каждого из актеров то, что они могли ему дать, превратив их в пародии на самих себя: части зала это пришлось по вкусу. Зрители не подозревали, что режиссер сыграл с ними дурную шутку: для него, человека умного, профессионального и довольно тонкого, все это не более, чем издевательство, злая (и хорошо оплаченная "Независимым театральным проектом") провокация. А тем, кто позволил отравить себя "Трактирщицей" будет трудно оценить по настоящему качественное театральное зрелище: режиссер основательно испортил вкус не поскупившимся на билеты.

Напоследок он обидел гениального итальянского театрального режиссера Джорджо Стрелера. Из его знаменитого спектакля "Слуга двух господ" Виктор Шамиров позаимствовал финал - и опошлил его своим прикосновением. Станиславский искал этическое оправдание лицедейству, создатель "Трактирщицы" вытаскивает на свет божий все, что в нем есть гадкого...

Уходите из театра, Виктор Шамиров, вам в нем не место.

Независимый театральный проект - ближайшие представления:


История любви. Комедия ошибок 24.06.2019
Ladies night. Только для женщин 29.07.2019 05.08.2019
Love Letters / Любовные письма 25.09.2019 15.12.2019
MoscowBoys 14.10.2019 22.09.2019
Имя 18.12.2019 08.10.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100