Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сор жизни, отобранный Верди

МН, 1 декабря 2006 года
Татьяна Истомина
                                              Сор жизни, отобранный Верди
Александр Титель прочел классический сюжет "Травиаты", как историю современных прожигателей жизни
"Время действия - наши дни", - некогда написал на партитуре своей гениальной оперы Верди. Этим ключом спустя полтора века открыл свой спектакль лидер музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко - Александр Титель.

Трактовка классической истории вышла остро-злободневной. У "Травиаты" - первой оперной премьеры сезона есть несколько неоспоримых достоинств. Первое - оркестр, точнее, его дирижер. Феликс Коробов делает то, что в "Травиате" - оперном сочинении, рассчитанном прежде всего на певцов, - сделать не просто: добивается, чтобы оркестр стал влиятельным участником действия, имеющим свою историю и права. Особенно впечатляют фрагменты, где музыка проговаривается не в полный голос, и можно разобрать оркестровую фактуру, которая у Верди, оказывается, тонка. Например, знаменитое вступление к опере, где стоит отдельно послушать виолончели, или начало третьего действия, где звучание оркестра делается почти невесомым, достигая эффекта зависшей тишины. Такие мгновения в современном театре - настоящие события, от которых мы уже как-то отвыкли.

Вторая причина - тенор. Когда пребывание тенора на сцене есть не мучительный кошмар для него и для публики, а нечто интересное и событийное для обеих сторон, это также повод для радости. Молодой, новый для Москвы певец Алексей Долгов показывает качество выучки и естественность эмоций. Долгов выглядит не тенью примадонны, великолепной Хиблы Герзмавы, а самостоятельным артистом с внятными намерениями и чувством собственного достоинства. Что создает этой "женской истории" новый ракурс, совпадая с предложенной постановщиком версией: Альфред здесь - белая ворона, случайно попавшая в чужой для него мир развлечений и роскоши.

Что касается развлечений, то в этой "Травиате" они высокого качества. Что естественно для оперы, половина действия которой происходит на балу. Только светская жизнь скорректирована с учетом современных потребностей: вместо ампирных балов ХIХ века - элитные клубные развлечения для vip-класса - женский и мужской стриптиз. Стриптиз во втором действии (в традиционном раскладе здесь публику развлекают цыганки и матадоры) сделан очень качественно (привлечены профессионалы), что для оперы, скорее, исключение, чем правило. Поэтому эта короткая сцена убедительна, что само по себе снимает вопрос о ее смысловой необходимости. Правда, возникает незапланированный контраст - приглашенные артисты-стриптизеры выглядят шикарней тех, кто их пригласил: предполагаемые члены избранного общества в своих театральных костюмах немыслимого кроя и цвета на фоне своих гостей смотрятся странновато - скорее ряженые, чем тонкая публика.

А жаль. Потому что новая "Травиата" как раз о современных прожигателях жизни, достоверность которых не должна вызывать сомнений. А сомнения порой посещают, несмотря на стремление артистов выглядеть персонажами глянца - чем больше доказательств при отсутствии внутренней убежденности, тем меньше убедительности. Современный бездушный мир обозначен стеклянными прямоугольниками, с разным смыслом сгруппированными в каждой картине (художник Владимир Арефьев). Неизменным остается их наполнение - кружение внутри чего-то, что в зависимости от света напоминает красные лепестки цветов в первой картине, снег во второй, желтые листья в третьей, наконец, пепел в финале, сценах гибели героини. Это кружение, усиливающееся по мере нагнетания драматизма в музыке, создает главный сценический ритм. Возможно, в этой пугающей навязчивости - главный смысл постановки Александра Тителя. Некуда бежать, негде спастись от сора жизни, он сильнее эмоциональных порывов, которые обречены. Быть может, это символ праха, которым становится все. В том числе и пресловутый гламур с его претензией на долгосрочность. Жизнь отшелестела и съежилась. SALE - остается наклейка на пустых стеклах...

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко - ближайшие представления:


Похождения повесы 21.09.2019 23.09.2019
Отелло 29.09.2019 30.09.2019
Ингер / Браун / Прельжокаж 04.10.2019 06.10.2019
ПИКОВАЯ ДАМА 05.10.2019
ПЕРЕХИТРИТЬ ДЬЯВОЛА / OUTWITTING THE DEVIL 08.10.2019 09.10.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100