Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Брехту на смех

Итоги, 7 сентября 2009 года

Марина Зайонц

 

"Трехгрошовая опера" в МХТ им. А. П. Чехова

Для этого спектакля Кирилл Серебренников заказал Святославу Городецкому новый перевод знаменитого текста, а потом еще и отредактировал его. Заново переведены и зонги. Надо полагать, это понадобилось, чтобы содрать лакировку, которая за 80 с лишним лет сценической жизни брехтовской пьесы прилипла к ней едва ли не намертво. Меж тем Бертольт Брехт, ненавидевший буржуазное мироустройство, равно как и буржуазное мировоззрение, очень хотел своей вызывающей, провокативной пьесой оглушить собравшуюся в партере публику, раздражить, нарушить покой. Но равнодушное к социальным порывам время обработало его сочинение по-своему. Оно стало доставлять удовольствие.

По всему выходит, Серебренников решил с этим обстоятельством бороться. В новом переводе ничто не ласкает слух, все крайне жестко – ненормативная лексика, прямой язык улицы. И речь в спектакле, понятно, не о Лондоне и не о Германии начала прошлого века, о родной стороне. Актуально, аж жуть. Один из героев, Джонатан Пичем, - владелец фирмы "Друг нищего". Ну так спуститесь в метро, они все там, его подчиненные, по вагонам ходят. И в спектакле они на сцену выползают, в зал идут, милостыню просят. Тут и поп в рясе, собирающий пожертвования на несуществующий храм, и бабка с красными флажками и газетой "Правда", и инвалиды чеченской кампании. Крышующий нищих Пичем в одной из сцен появляется в ушанке и трениках, с медалями на пиджаке. А продажный шеф лондонской полиции Браун щеголяет в милицейской форме. И зал хохочет, счастливый от скорого узнавания.

Придумок в спектакле масса, многие очень удачные. Лирическая сцена Мэкки и Полли, белый надувной шар вместо луны, эффектное появление гигантского, во всю высоту сцены, скелета взамен королевского всадника, и, конечно же, финальный уход героя под прямым углом к вертикальной стене театрального задника. Словом, видно, что много усилий вложено в этот спектакль. И актеры выкладываются тут на всю катушку. Играют, правда, кто в лес, кто по дрова, но, надо полагать, премьерное волнение уляжется, а там, может, и ансамбль сложится. А пока Марина Голуб (Селия Пичем) изо всех сил демонстрирует образец чистой эстрадности, Сергей Сосновский (Джонатан Пичем) верит в реализм и сценическую правду, а молодые Сергей Медведев, Роман Шаляпин, Игорь Хрипунов играют по правилам современного динамичного театра. Константин Хабенский в роли Мэкки, как и положено, выделяется из толпы. Уже и сейчас играет хорошо, а будет еще лучше.

Проблема, в сущности, одна. При всей похожести на реальную жизнь происходящее на сцене не было жизнью. Сходство есть, спору нет, но очень уж оно поверхностное, формальное, знаковое. Жизнерадостный смех вызывающее. Брехт, сочиняя пьесу, гневался, а тут видно, как радовались, шутки выдумывая. Брехт хотел как можно сильнее ударить по обществу потребления, а тут стараются это общество удовлетворить.

И сам собой возникает вопрос: зачем это поставлено? Пафосных слов о бесстыдной, пугающей действительности навертеть, конечно, можно, а почувствовать ужас от встречи с ней (действительностью то есть) не удалось, нет. Вот на следующий день еду я в метро и вижу – женщина беременная стоит, табличку впереди себя выставила, милостыню просит. Почему-то не смешно было. Наверное, оттого, что это не театр.

МХТ им. А.П. Чехова - ближайшие представления:


Юбилейный вечер "Ваш А. Солженицын" 11.12.2018
Карамазовы 12.12.2018
ВИШНЕВЫЙ САД 14.12.2018
Cloture de l amour / Предел любви 15.12.2018
Серёжа 17.12.2018 28.12.2018
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100