Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Короли могут много, но не все

После нового спектакля «Ленкома» c двуязычным, по-французски и по-русски, названием «Tout paye, или Все оплачено» кажется, что наши замечательные артисты могут все. В особенности такие таланты, как Инна Чурикова, Олег Янковский, Александр Збруев — премьеры и знаменитости в труппе Марка Захарова.

В изящном сценографическом обрамлении (художник Андрис Фрейберг, Латвия) — изящная и легкая игра, тон и настроение которой задает, конечно, Чурикова. Несравненная. Свободная. Молодая. Узнаваемая, но и та, которую из-за ее трагедийных и драматических ролей последних лет мы почти забыли. Чурикова эпохи «Тиля» и «Барона Мюнхгаузена» — выдающаяся эксцентрическая и трагикомическая актриса.

На фоне огромных фотографий по периметру сцены (парижская Триумфальная арка, в тумане и дожде, отражениях в водах Сены, зеленоватая, как водоросли) развеваются элегантные одежды актрисы; замечен затаившимся залом легкий широкий ее шаг, гармония ее поз и жестов. В свободном пространстве звучит голос чистейшей музыкальности; и как подарок судьбы в потоке грубостей, надсады, упрощений сегодняшнего нашего театра благодарно принимаются игра интонаций, умный и тонкий иронический подтекст.

Сценография дана в перевернутом виде, как и истории героев из старой французской пьесы И. Жомиака, которая когда-то шла в Москве в Театре им. А.С. Пушкина под названием «Месье Амилькар платит...».

Пьеса принадлежит коммерческому, развлекательному, полудетективному театру, который правомочен и законен; во все театральные времена имел свою нишу, ибо отдых и веселье для души необходимы и актерам и зрителям.

В «Ленкоме» сочинение французского автора изменено, сокращено, переделано настолько, что узнаешь его не сразу. Возмущаться по этому поводу, быть может, и не стоит. Пьеса не настолько самоценна и драгоценна, чтобы претендовать на неприкосновенность. Но все-таки, все-таки... Чем ближе к финалу, тем чаще приходит, усиливается, не отпускает мысль о количестве переделок, изъятий из текста, кардинальности, значимости их.

Второй акт с вполне благополучным, иным, чем в пьесе, концом (вместо самоубийства героя американский happy end) уже не переделан, а переписан, при этом спутан и cмят, ибо переписка текста, как известно, дело непростое и требует особого умения, другой, чем актерская или режиссерская, профессии.

О «завлекательном» сюжете Жомиака, у которого одинокий и обманутый жизнью герой, «бухгалтер высшей квалификации», на утаенные от фирмы деньги нанимает нищего художника, уличную девчонку и стареющую актрису, чтобы за огромный гонорар в течение одной недели они изобразили его любящих близких — жену, дочь и друга, — забываешь почти сразу. Отношения героев, перипетии их судеб, открытия друг друга и самооткрытия, смысл пьесы вообще теряют всякое значение.

Ракурс восприятия спектакля главным образом эстетический. Следишь не за тем, что происходит с действующими лицами, то есть с людьми на сцене, а за тем, как играют актеры и как «сделан» известным эстонским режиссером Эльмо Нюганеном спектакль.

Вот громадный черный зонт по наклонной струне заскользил, плавно снизился над головами героев и с растянутого его купола, редкие и прозрачные, потекли струи дождя. Вот в руках у героини, потом в руках у прелестной молоденькой девчонки завертелся летний, воздушный, белый зонтик. После большого траурного черного — второй «вещественный элемент» спектакля, образующий колорит и настроение. Вот перламутровой пасторалью возникло медленное велосипедное катание молодых влюбленных по кругу сцены. И произнес свой тихий, длинный монолог, слышимый до последнего слова в последнем ряду, художник Машу — Александр Збруев. И, непринужденно раскинувшись в креслах, мастерски и грациозно повели словесный поединок Чурикова — Элеонора и Александр — Олег Янковский. Все исполнено, сделано почти идеально.

Спектакль недлинный. Чуть больше двух часов. Но действие постепенно останавливается и замирает. Приходит едва ли не скука. (Этому способствует и «прибалтийская», северная склонность постановщика к медленным ритмам.)

Помнится, что в авторском варианте было много любви, преображения людей любовью. Здесь, чтобы выразить любовь, нет ни времени, ни слов. Они почти отняты у Александра — Янковского, которому остается изображать лишь горечь и ожесточение. В бессловесных превращены молодые влюбленные Вирджиния — Наталья Щукина и Поло — Станислав Рядинский. Вакуум любви предоставлено заполнять Чуриковой пространным куском текста о том, что она спасет своего избранника Александра, восполнит украденную героем сумму из собственных средств знаменитой голливудской актрисы, а не стареющей неудачницы, за которую он ее принимал.

Можно ли даже большим актерам играть «ни про что» и «ни о чем»? И все ли могут даже короли нашего театра?

Известно, что инициаторами проекта были русские американцы — некая «продюсерская группа NWJC». Они же специально для Чуриковой, юбилярши нынешнего года, предложили пьесу. В итоге проект стал смешанным, американским и русским, в лице Московского государственного театра «Ленком». Известно также, что спектакль будет идти и в условиях стационара, и как антрепризный по городам и странам. В пользу «гибридного проекта» можно сказать, что он культурен, эстетически привлекателен. Для нынешней российской, в основном халтурной, антрепризы это даже лестно. Для коллектива такого ранга и славы, как «Ленком», — недостаточно.

Если пьеса не понравилась настолько, что пришлось ее переписывать, перелопачивать, сокращать (не достигнув желанного улучшения), не проще ли было бы взять для замечательной актрисы и ее талантливых партнеров другую, более достойную их самих и их театра?

Источник: Вера Максимова, Родная газета, 13 февраля 2004 года.

Билеты в театр Ленком - ближайшие представления:


ЖЕНИТЬБА 15.06.2019 02.06.2019
БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО 16.06.2019 31.05.2019
Попрыгунья (Небесные странники) 20.06.2019 08.06.2019
Хрустальная Турандот в честь директора театра Марка Варшавера 24.06.2019
ВА-БАНК 25.06.2019 29.05.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100