Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Улыбайтесь, господа!

Из бульварной французской комедии И. Жамиака в московском "Ленкоме" сумели сделать удивительно красивый и трогательный спектакль "Tout paye', или Все оплачено"

"Ленком" представлял премьеру непривычно скромно. Никаких шумных анонсов, интервью и прочих рекламных победных жестов. Традиционная для этого театра светская тусовка (известный набор популярных лиц, мелькающих на всех важных мероприятиях) спектакль отчего-то проигнорировала, и если не считать театральных критиков, дружно пришедших исполнить свой профессиональный долг, то ответственно можно сказать: зал заполнила так называемая простая публика. Словом, по всему выходило - не событие.

Вот ведь еще не так давно "Ленком" был в Москве едва ли не единственным статусным театром, все было при нем - звезды, одна другой ярче, любовь и ощутимая ласка властей, овации, вспышки камер, знаменитости едва ли не на всех посадочных местах, шлягерные спектакли. Но конкуренты, как выяснилось, не зевали, и вот уже МХАТ им. А. П. Чехова, ведомый твердой рукой не сомневающегося в успехе Олега Табакова, начал обходить притормозивший театр и по части шлягеров, и в отношениях с властями (недавнее посещение президентом Путиным спектакля "Последняя жертва" было красочно отражено всеми информагентствами), с прессой и другими важными людьми. Не знаю, огорчает ли театр подобное развитие событий, но премьера нешумного, непарадного и на первый взгляд проходного спектакля "Все оплачено" показала, что медленно сползающий с лица театра победительный глянец открывает нечто весьма неожиданное - нежную легкость жестов вместо привычной напористости, редкостное чувство меры, чудом сохранившуюся тонкость чувств и даже какую-то беззащитную трепетность актеров, казалось бы, всего уже в этой жизни достигших.

Спектакль оказался совместным проектом с некой американской продюсерской группой. Дело было так: бывшие наши соотечественники, ушлые администраторы, выбрали для бойкого "чеса" среди русскоязычных американцев проверенную пьесу, давно отыгранную в СССР под названием "Мсье Амилькар платит", и предложили ее Инне Чуриковой, справедливо полагая, что ее имя сделает им кассу. Чурикова пьесой заинтересовалась, но решительно отказалась участвовать в сомнительной антрепризе. Дальновидному директору театра пьеса тоже понравилась, и в результате все выиграли. Не знаю, как там отреагируют в Америке, но наша публика была не просто довольна, она была растрогана, что случается по нынешним временам совсем не так часто.

При этом пьеса Жамиака из тех, о которых критики снисходительно говорят: "бульварная вещица", имея в виду ее развлекательность, слегка разбавленную эдаким псевдофилософским назиданием. Понятно, за что такие пьесы любят антрепризы. Никакой такой режиссуры не требуется, типажи узнаваемые, приглашай звезд и вперед - как это играть, давно всем известно. Сюжет действительно забавен и дает возможность представлять нехитрые комические трюки, на которые антрепризные звезды известные мастера. Одинокий господин Амилькар нанял актрису, голодного безработного и юную проститутку, чтобы разом обрести жену, дочь и надежного друга. Все они, как в театре, должны сыграть для него историю про семейное счастье. Ближе к концу обнаружилось, что деньги на эту забаву он украл, ну и так далее, скорее к финалу, к завершающим и бурным аплодисментам.

В каком странном сне американским продюсерам приснилось, что эту пьесу должен поставить эстонский режиссер Эльмо Нюганен, угадать не берусь, но выбор этот парадоксален просто по определению. Ни в чем таком легкомысленном Нюганен, один из самых известных в Эстонии режиссеров нового поколения, замечен у нас не был. Ставил серьезную классику, в питерском БДТ отметился громоздкой "Аркадией" Т. Стоппарда, а тут - чистой воды комедия, анекдот. Неожиданное соединение режиссера традиционной пcихологической школы с подобной пьесой могло повернуть спектакль куда угодно. В неравной борьбе запросто мог победить жанр, желание сделать публике и красиво, и смешно. Столь же легко представить себе попытку нагрузить зрелище психологическими переживаниями одиноких, неустроенных, несчастных (легко дополняется такими же шаблонными определениями) героев. Ничего предсказуемого, к счастью, не случилось. Прелесть нового ленкомовского спектакля в чувстве меры. Туда вложили ровно столько, сколько могла выдержать хрупкая конструкция пьесы, которую при этом изрядно сократили и переписали. Кому-то покажется, что Инна Чурикова (Элеонора, актриса, нанятая на роль жены), Олег Янковский (тот самый мсье Александр, за все заплативший), Александр Збруев (безработный Машу, за деньги ставший на какое-то время другом Леоном) да и сам Эльмо Нюганен забивают здесь гвозди микроскопом. Может, и в самом деле так, но как изящно, умно и талантливо они это делают.

В смешную историю о том, как герой за 10 тысяч евро в неделю берет в аренду (с 6 вечера до 9 утра плюс выходные и праздники) любовь жены, дружбу и привязанность потомства, в "Ленкоме" в качестве острой приправы добавили игру, вечно путающую знакомые карты. Мсье Амилькар за свои деньги требует правдоподобного исполнения, но как огня боится настоящих чувств. Его актеры сперва робко, а потом все более уверенно входят в роль, и уже трудно понять, где тут правда, а где удачная выдумка. Вечно голодный Машу сочиняет себе биографию художника, а потом оказывается, что он и впрямь рисует, да так, что все столбенеют, глядя на его картину. Или вот Элеонора рассказывает о том, как проводила время со своей матерью, и та вскоре появляется - пойди теперь разберись, эта Мелия (азартно и точно сыгранная Маргаритой Струновой) и в самом деле мать или она тоже актриса, так безукоризненно играющая роль? И так они, знаете ли, в этой игре запутались, что в конце концов полюбили друг друга по-настоящему. Первым об этом сказал переставший вдруг быть несчастным Машу. Александр Збруев вышел на авансцену и, глядя зрителям прямо в глаза, сказал речь прямо-таки в духе Гришковца. Примерно о том, что чужих среди нас нет, а потому призвал не скрывать подлинные чувства. А Чурикова встала рядом и спела что-то нежное на французском языке. И притихший зал благодарно захлопал, расчувствовавшись не на шутку, но это был еще не совсем конец. Закончилась игра, и Александр Амилькар, как мы помним, укравший деньги, вздумал стреляться. Но пока Янковский, отвернувшись, заряжал пистолет, появилась Элеонора. И вы ни за что не догадаетесь, что она сказала. Ну да, сначала слова о любви и готовности во всем быть рядом. А потом Чурикова произнесла фразу, на самом деле продемонстрировавшую, что чужих среди нас нет: "Улыбнитесь, мсье Амилькар. Все самые большие глупости на земле делаются с таким выражением лица. Ну улыбнитесь же!" Знаменитую фразу из захаровского "Мюнхгаузена" узнали все и счастливо засмеялись. Черт его знает, отчего вдруг становишься таким сентиментальным. К чему бы это?

Источник: Марина Зайонц, Итоги, 3 февраля 2004 года.

Билеты в театр Ленком - ближайшие представления:


Ложь во спасение 08.05.2019 20.04.2019
Странный народ эти взрослые 10.05.2019 30.03.2019
ШУТ БАЛАКИРЕВ 14.05.2019 10.04.2019
Сны господина де Мольера... 17.05.2019 11.04.2019
Попрыгунья (Небесные странники) 18.05.2019 06.04.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100