Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Любовь по найму

Сначала ты думаешь, что именно таким должен быть театр. Билеты с рук по четыре тысячи рэ, ощущение праздника, аншлаг-переаншлаг и партер, сплошь набитый звездами. Выходит на сцену первый актер - овация. Потому что это Янковский. Выходит второй - дружные аплодисменты. Потому что Збруев. Третий всплеск зрительского восторга - минут через десять - на появление Инны Чуриковой.

Однако, покидая ленкомовский праздник жизни, понимаешь, что театр все-таки должен быть несколько иным. Он должен если не потрясать, то хотя бы надолго запоминаться. Антураж вполне соответствует настоящей, большой захаровской премьере. Полученное в итоге удовольствие - рядом не лежало.

"Все оплачено" до эффекта дежа вю напоминает пьесу Надежды Птушкиной, печально известную под несколькими титулами. В оригинале - "Пока она умирала", антрепризный вариант - "Старая дева", на Малой сцене чеховского МХАТа - "Рождественские грезы", в телеверсии - "Приходи на меня посмотреть". Она же Людмила Огуренкова, она же Валентина Понияд... Учитывая, что мсье Жамиак изваял свое творение значительно раньше Птушкиной, нетрудно догадаться, кто у кого одалживался (авторское название заимствовано, разумеется, у Фолкнера).

Вы, конечно, уже на кончике языка держите, что, мол, "Приходи на меня посмотреть" как раз Янковский-то и снимал. А заодно играл там главную и единственную мужскую роль. Я вам больше скажу: Инна Чурикова была старой девой в "Старой деве". Компанию ей тогда составляли Зинаида Шарко и Валентин Гафт. Таким образом, тема наемных родственников за последние годы стала буквально определяющей в творчестве этих замечательных мастеров ленкомовской и общероссийской сцены.

"Мсье Амилькар...", конечно, чуть тоньше, чуть оригинальнее и психологичнее Птушкиной. В этой пьесе как минимум два дна, хотя оба не слишком глубокие, и такой материал вряд ли можно считать мечтой для постановщика либо для актеров. Однако народ подобные неправдоподобные истории любит до щенячьего визга.

Богатый господин (в дальнейшем - Господин, Который Платит) нанимает трех человек - профессиональную актрису, уличную девку и безработного художника, чтобы те каждый вечер, а по выходным круглосуточно изображали соответственно его жену, дочь и друга семьи. Создавали иллюзию человеческого тепла. Настоящим теплом Господин, Который Платит, облопался до колик. Реальные отношения принесли ему много боли, теперь он хочет только играть. Не задействуя сердце.

Господин, Который Платит, выходит из дома с зонтиком, даже если на небе ни тучки. В переносном смысле это означает, что он берет людей под подозрение раньше, чем те начинают его обманывать, и, все время ожидая подвоха, хочет организовать себе подвох по контракту. Господин Александр боится сюрпризов. И любви боится, как дождя. Поэтому дождь и любовь начнутся на сцене одновременно.

Имитировать семейные связи в жизни гораздо труднее, чем на сцене. Господин, Который Платит, недоволен своими работниками. Они фальшиво врут и бездарно притворяются. А ему нужно, чтобы врали искренне. Но - врали. Под ностальгическую нежность "Серенады Солнечной долины" мсье Амилькар сам демонстрирует своей "супруге", как следует встречать человека, с которым прожила двадцать лет, но в которого до сих пор влюблена. В театре это называется "режиссерский показ". В жизни - сумасшедший дом.

Спектакль скромно срежиссирован и, мягко говоря, странно оформлен: кожаная мебель, видимо, призвана создавать ощущение офисного неуюта, но для Москвы это уже не ново, а сцена пустая, скучная, голая, и возникают проблемы с акустикой. Что касается актеров, по их масштабу это не пьеса, а семечки. Никто не перетрудился, но все обаятельны и милы. Истинное удовольствие - просто смотреть на Чурикову. Неизменное восхищение вызывает Янковский, красивый, стройный, поразительно молодой. Это ему двадцать третьего февраля стукнет шестьдесят?! Фантастика... Господин, Который Платит, курит вонючие сигары, укладывает на колено правой ноги сухую, породистую щиколотку левой, с балетным изяществом раскатывает по сцене в офисном кресле, и поначалу как-то не верится, что такому плейбою могут понадобиться извращенные отношения, привязанность по контракту, покупная любовь. Его и так есть за что любить. Очень даже.

Задумавшись над этой неувязкой, я оглянулась окрест, и душа моя печальными картинками с натуры уязвлена стала. Вокруг - рядом со мной, впереди, сзади, сбоку - сидели сплошь женщины-звезды. Молодые и легендарные актрисы, сериальные амазонки, поп-дивы. И ни одна из них, подчеркиваю, ни одна не пришла на премьеру в сопровождении мужчины. Все с подружками. Это никак не значит, что они лесбиянки, и, скорее всего, не значит, что все мужики - козлы. Однако факт остается фактом: успешному человеку труднее наладить личную жизнь. Успешной женщине - точно. Наверное, и мужчине тоже.

Впрочем, Господин, Который Платит, - не совсем тот, за кого себя выдает. Он приобрел друга и любящую женщину, кроме того, попутно превратил мисс Драные Чулки в невинную институтку, но ему грозят очень серьезные неприятности, и непонятно, каким образом мсье Амилькар намерен из них выпутываться. То есть у Жамиака понятно, каким образом. Пулей в лоб. Но "Ленком" слил Жамиака с Птушкиной, а от нее логики отродясь не ждали. "Все оплачено", что называется, добрый спектакль. Почему все добрые спектакли на российской сцене выглядят глуповатыми, убей бог, не знаю. Может, потому что все добрые вещи в России делаются с глупым выражением лица?..

Источник: Елена Ямпольская, Русский курьер, 31 января 2004 года.

Билеты в театр Ленком - ближайшие представления:


Сны господина де Мольера... 22.02.2019
День опричника 09.03.2019
БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО 11.03.2019 28.02.2019
Ложь во спасение 15.03.2019
Американские горки 16.03.2019 05.03.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100