Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Ту-пее, или Все заплаканы

Янковский, Чурикова и Збруев сыграли настоящую французскую комедию.

Эстонского режиссера Эльмо Нюганена в России знают и любят: он к нам и с гастрольными спектаклями приезжал, и в БДТ как приглашенный режиссер работал. Его почерк, как видно, глянулся и Марку Захарову. Как результат — в ленкомовском репертуаре возник спектакль Эльмо Нюганена «Tout Paye, или Все оплачено».

Для чего в заголовок спектакля потребовалось вбивать одновременно и французское название, и его русский перевод, — загадка. Это ведь все равно, что написать на афише "Hamlet, или Гамлет", "Twelfth Night, или Двенадцатая ночь"… Однако тавтологическому казусу в "Ленкоме" объяснение, скорее всего, простое: прохожему достаточно кинуть лишь беглый взгляд на афишную тумбу, чтобы понять – пьеса-то французская.

Словосочетание «французская пьеса» для директоров театров звучит как самая сладкая в мире музыка. Речь, понятное дело, не о Сартре с Камю, а о тех добросовестных французских драмоделах, что умеют в своих опытах сопрячь энергичное бонмо с галантным шарканьем по гостиной, а затем, повеселив публику, в нужный момент растрогать ее. Директора театров доподлинно знают: за это самое «растроганное веселье» зритель всегда отвалит щедрую сумму на билет. По этой-то причине пьеса француза Ива Жамиака «Мсье Амилькар платит» и пользуется такой бешеной популярностью у наших театров, начиная еще с 80-х годов прошлого столетия.

Для постановки в «Ленкоме» старенькая пьеса была режиссером слегка подновлена и осовременена — пресловутый мсье Амилькар, блистательно исполненный Олегом Янковским, расплачивается теперь не франками, а евриками, а представители молодого поколения (Поло – Станислав Рядинский) носят на голове бандану.

Мсье Амилькар, подобно буржуазному зрителю, приходящему на пьесы мсье Жамиака, готов отвалить любые деньги за «чуйства». Одинокий и потерявший веру в жизнь, он, не будучи обременен недостатком наличных средств, решает за деньги приобрести дочернюю ласку, привязанность старого друга и любовь верной жены. Проводит кастинг прямо на улице и в одночасье распределяет все эти роли между первыми встречными — молодой проституткой (Наталья Щукина), опытной актрисой (Инна Чурикова) и добряком-художником (Александр Збруев). Спектакль, по замыслу доморощенного режиссера, будет разыгрываться прямо в квартире мсье Амилькара. Семь дней в неделю в режиме нон-стоп. Ведь все оплачено.

Збруев по-доброму щурит глаза и растягивает в широкой улыбке рот, демонстрируя придуманную для него в сценарии «природную веселость», Чурикова вживается в роль со всеми ужимками, положенными настоящей актрисе, а Янковский, что твой Станиславский, изводит всех криками «Не верю!» Но помаленьку (кто бы сомневался?) живые чувства вытесняют проплаченные. И вот уже героиня Чуриковой, признаваясь в любви к своему «как бы мужу», плачет настоящими слезами, а Збруев произносит прочувствованный монолог о дружбе, во время коего, по замыслу режиссера Нюганена, публика должна окончательно растрогаться. Шли на спектакль «Все оплачено», а оказалось, что перед нами разыгрывают представление под названием «Все заплаканы».

Мрачный финал пьесы Жамиака режиссер, впрочем, решил изменить. Но сделал это, к несчастью, одним из самых пошлых способов, какие только возможно представить. Потерпевшего крах героя, который уже готов застрелиться, героиня Чуриковой останавливает словами из фильма Марка Захарова: «Почему у Вас такое серьезное лицо, мой друг? Все глупости в мире совершаются именно с таким лицом». Захарова, как известно, Янковский не послушаться не может. Оттого, видно, и не стреляется.

Представить такую концовку в захаровском спектакле, к слову сказать, довольно затруднительно. Марк Анатольевич никогда не думал скрывать, что он строит «Ленком» как театр буржуазный, но по его спектаклям всегда заметно, что он слегка дразнит расфуфыренную публику и сдабривает свои постановки хорошей долей иронии. Беда режиссера Эльмо Нюганена, пришедшего в буржуазный «Ленком» для постановки буржуазной пьесы, состоит в том, что он поставил свой спектакль совершенно на голубом глазу. Так, как написано. Французское "Tout Paye» добросовестно прочел по-русски: «Ту-пее». От неопытности, видно. К заслугам же Эльмо Нюганена, учившегося, как известно, в Таллине именно на актера, можно отнести его несомненное умение работать с актерами. Чурикова, Янковский, Збруев получают столь видимое удовольствие от своей игры, что им за это можно простить многое.

Источник: Глеб Ситковский, Газета, 29 января 2004 года

Билеты в театр Ленком - ближайшие представления:


Странный народ эти взрослые 10.05.2019
ЖЕНИТЬБА 15.06.2019 02.06.2019
БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО 16.06.2019 31.05.2019
Попрыгунья (Небесные странники) 20.06.2019 08.06.2019
ВА-БАНК 25.06.2019 29.05.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100