Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Малый театр заблудился в трех сестрах

Русский курьер, 5 февраля 2004 года

 

Алиса Никольская

 

Спектакли, поставленные "между прочим", сегодня в Москве не редкость. Быть может, на большинство из таковых не стоило бы обращать внимание вовсе. Однако есть случаи, когда спектакль, поставленный лишь для того, чтобы определенная пьеса появилась на афише, задевает за живое либо неожиданно интересным результатом либо полной своей неадекватностью.

С "Тремя сестрами" в Малом театре было все ясно еще до поднятия занавеса. Неторопливый "вальс в городском саду", березки на заднике, кружевная светотень... Можно долго разглядывать полированную мебель, изучать пальмы в кадках и гадать, из чего сделан пирог на именинном столе. Однако в какой-то момент начинаешь обращать внимание на действие. И сразу обнаруживаешь множество нестыковок и странностей. Поначалу кажется, что постановщик спектакля Юрий Соломин пошел по самому логичному и для него, и для Малого театра пути - сделал из "Сестер" неспешное бытовое зрелище, где артисты ходят в костюмах, приблизительно соответствующих эпохе, и произносят текст - иногда с пафосом, иногда со слезами и заламыванием рук, иногда спокойно и буднично.

Однако по мере продвижения посещает мысль, что Соломин, наоборот, решил избавиться от традиционного подхода и попытался выстроить не привычно-благостную, а жесткую и нервную систему взаимоотношений. Герои ненавидят друг друга со страшной силой, до пены у рта и зубовного скрежета. А сестры и Наташа так и просто соревнуются, кто кого перезлобствует. Растерянная хлопотунья Ольга (Алена Охлупина) орет дурным голосом, выкрикивая слово "милая", будто это нецензурное ругательство. Простоватый Вершинин (Александр Ермаков) говорит о любви так буднично, что кажется, не привыкать ему к таким словам. Надменная Маша (Ольга Пашкова) брезгливо надувает губы и воротит нос. Каяться перед сестрами ей не в чем, а по уходе военных она бьется в конвульсиях, словно маленький ребенок, которому не дают игрушку. Неловкий барон Тузенбах (Счеб Подгородинский) произносит каждое слово так, будто конфузится, зато, когда речь заходит о "философствовании", выскакивает на авансцену и взывает к публике похлеще иного партийного деятеля. Видимо, прилизанная светскость для этой компании - только повод не слишком афишировать накопившуюся с годами взаимную неприязнь.

Казалось бы: ура, наконец-то возникло хоть что-то новенькое в постановке заезженной классики. Однако чем дольше смотришь, тем неудержимее зеваешь. "Сестры" довольно скверно сыграны: скучно, неубедительно, плоско. Кажется, что большинство артистов не понимают, что им делать, и оттого то срываются в крик, то просто мечутся по сцене, пробалтывая куски текста. Ненависть изображается, как говорят, "на уровне горла": кричать кричат, но шум этот никак не оправдывают. Прилично работают только двое: молодые Инна Иванова (Наташа) и Виктор Низовой (Соленый). Их персонажи получились самыми живыми. А про остальных даже ничего не придумано. Если учесть, что Малый театр считает своим первейшим долгом делать основной акцент на психологической точности действия, подобные неувязки воспринимаются особенно странно.

Бросаются в глаза и менее значительные, но "царапающие" моменты. Например, почему в доме Прозоровых на стене висит портрет Александра Третьего, но нет ни одной иконы? И когда герои встают, чтобы помянуть умершего отца, никто не осеняет себя крестом? Впервые принимая в гостях Вершинина, хозяева долго толкутся в передней на одном пятачке, хотя самым естественным (и актерски, и человечески) было бы пройти в комнаты. А где, интересно знать, знаменитая школа манер Малого театра? Спины у всех согнутые, походка неуверенная, люди в летах скачут, как мальчишки, и ни один кавалер не умеет правильно поцеловать руку даме - хватают как попало. И вот еще что странно. Малый театр всегда славился колоритными артистами. Так отчего же в "Трех сестрах" нет ни одного лица, вызывающего банальную зрительскую симпатию?..

Как часто представители Малого говорят в интервью о сохранении "традиций русского театра". Но, судя по большинству последних спектаклей ("Три сестры" не исключение), само понятие традиций изрядно расплылось. "Что теряет форму, то кончается", - говорит в первом акте Кулыгин. Не хочется, чтобы для Малого театра это прозвучало пророчеством.

Малый театр России - ближайшие представления:


ДОН КИХОТ 13.04.2020
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100