Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

А было так возможно

Геннадий Демин


А было так возможно
Почему коробят эти штрихи? В спектакле Херманиса «Рассказы Шукшина» – старик на словах отказывается брать деньги у сына, а сам прячет купюру в карман; другой старик требует с посетителей платы за спетые им песни; мать отсаживается от сына, когда все гости (вся деревня!) в знак неодобрения его покидают… Стоп! а ведь не мелочи – характеры (название одного из сборников В.М.Шукшина), что в таких подробностях проявляются: умел писатель подметить эти чёрточки. Никогда не бросит мать сына; не возьмёт гордый отец деньги у потомка, а уж если о том сказал, тем более! Слово – камень, характер – кремень, любое тут изменение – лишь манок для слаборазвитого зрителя (непременно кто-то в зале хихикнет), который означает измену автору.

Или непонимание его – как в «Срезал». Ради иного облика актёра (вязаная кофта набита толщинками, пузо мешает ногу на ногу положить) – искажение образа: не может этот пузырь работать на лесопилке. И демагог он разве что в древнегреческом смысле: народ идёт за ним, чтобы наблюдать за его сражением и победой. Сделать из персонажа подлеца с прилизанными волосиками и очками на резинке особого труда не составляет, да не будут им восхищаться односельчане – Шукшин не того прописал.

Как не подразумевал он и процедуры, что производит кузен Беспалого, разведя ноги его жене, сидящей на стиральной машине, и крутя для аккомпанемента ручку той машины: сначала медленно, потом убыстряя темп. Не делают того на крыльце деревенского дома, в котором гуляет народ, – не по причинам нравственным, а просто в любую минуту может кто выйти. Шукшинскому герою достаточно слышать женин голос, слова, что она шепчет другому (те же говорила ему), чтобы испытать боль, от которой спасение – топором по пальцам.

Просчёты наслаиваются, почти заглушая чистые авторские ноты. Перед началом представления один из участников расскажет, что ездили они на родину Василь Макарыча, что на масштабных фотографиях, из которых составляется задник-фон для каждого рассказа, – люди из Сростков. К чему это – в доказательство подлинности? Со времени первого рассказа Шукшина прошло более полувека, люди другие – вон даже товары в магазине, о которых в те года и подумать не могли. Тогда что же? Учитывая ещё, что по сравнению с огромными лицами в рамах исполнители выглядят мелко, а перемены задника – каждую часть уносят-выносят по отдельности – затягивают и без того заторможенный ритм. Ведь драматургия в целом элементарно не выстроена (поучились бы у пермского ТЮЗа, где из фрагментов соткано единое полотно): каждый рассказ играется-читается, потом начинается новый – без связи с предыдущим, без общего стержня. Словно выставленные на продажу размалёванные матрёшки, которые нельзя вложить одна в другую. Тогда смыслом зрелища становится не повесть о России, не повествование о её людях, а выходы – каждый раз разного – Евгения Миронова, лицедея, известно, многоспособного.

Обидно: спектакль Алвиса Херманиса мог стать событием, а не поверхностно-забавной безделушкой. Это ясно с первой же истории, когда Павел Акимкин и его партнёрша Юлия Пересильд, да нет – шофёр Стёпка и учётчица Элла, в которую этот чудак влюбился, – долго смотрят друг на друга, внося в дурацкое сватовство ноту вдруг вспыхнувшей нежности. Есть и слаженная актёрская команда, и мгновения их и постановщика сочувствия героям. Но мучительные раздумья автора о своём народе, о его способности на подвиг и на самоуничижение (вплоть до самоуничтожения), о родине и её гражданах – отброшены ради пошлых шуточек. В лучшие минуты спектакля на сцене дышат дар Шукшина и таланты исполнителей, но не «почва и судьба» страны.

Государственный театр наций - ближайшие представления:


НАСТАВШЕВ / ЛУБЕННИКОВ «НОВЫЙ МИР» 20.09.2019
Метод Гренхольма 21.09.2019
Метод Грёнхольма 21.09.2019
«НАШЕ ВСЁ...» ТУРГЕНЕВ. МЕТАФИЗИКА ЛЮБВИ 21.09.2019 22.09.2019
#сонетышекспира 24.09.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100