Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Кончаловский отснял на сцене "Чайку"

Известия, 17 мая 2004 года

Николай Александров

В Москве продолжается Открытый фестиваль искусств "Черешневый лес". Очередным событием этого фестиваля стала премьера "Чайки" Антона Павловича Чехова на сцене Академического театра имени Моссовета в постановке Андрона Кончаловского. Собственно, спектакль уже начинался в саду перед театром Моссовета. Здесь стояли столы с черешневым соком, а по дорожкам разгуливали персонажи, одетые в костюмы чеховского времени в версии художника Рустама Хадамова. В общем, "бродили с драконами под руку луны", дамы с борзыми собаками на поводке, барышни и господа. Пришедшие посмотреть спектакль смешивались с этой "массовкой", ели черешню, пили соки, слушали духовой оркестр. Все, включая костюмированную часть публики, разговаривали по мобильным телефонам, курили и беседовали. Иными словами, встреча времен состоялась, то есть современность замечательно вписалась в рамку ушедшей исторической эпохи. Или наоборот.

Вообще дух стилизованного ретро преобладал, то есть визуальная часть доминировала. Потому что потом все те же костюмы в кричащей ретростилистике, скромный, но столь же стилистически яркий интерьер (то есть его продуманное обозначение отдельными вещами) зритель увидел и на сцене. Этакий альбом старинных фотографий, который предстояло рассматривать на протяжении четырех действий. Кстати, действие рассматриванию не мешало, а лишь способствовало. Чеховские паузы превращались в живые картины или в немые фотоснимки. Между третьим и четвертым действиями на экране демонстрировались слайды (то есть все те же фотографии конца XIX - начала XX века). Наконец, и на сцене присутствовал фотоаппарат.

Было бы забавно, если бы актеры вообще ничего не говорили. Однако текст пьесы, заботливо сохраненный, звучал без купюр и даже порой с вниманием к чеховским ремаркам (например, изменившийся, более резкий и хриплый голос Нины Заречной в четвертом действии действительно таковым - изменившимся и хриплым - был). Другое дело как звучал. Надрыва и фарсовой истерики в пьесе было хоть отбавляй. Понятно, что Кончаловский хотел добиться комедийности (то есть опять-таки достоверности, в данном случае жанровой: написано "комедия", значит, комедию и следует играть). Поэтому Треплев (Алексей Гришин) превращается в откровенно клиническую личность, Аркадина (Ирина Розанова) завывает, садится на шпагат, выясняет отношения с сыном под столом, да и все, в общем, неспокойны. Один Дорн (Евгений Стеблов) сохраняет, как и положено врачу и мужчине в пятьдесят пять лет, душевное равновесие, то есть меланхолично переносит всеобщую истерику. Как-то даже слишком много крика. То есть с этой точки зрения - вполне современно.

Если же говорить о смысле этой кричащей комедии, то она, конечно, не о любви, а о славе, успехе, творческом признании. Все вертится вокруг этого - легка ли слава или тяжела, приносит она счастье человеку или нет, самодостаточно и самоценно творчество или все-таки человеку нужно еще что-то кроме него. Поэтому центральным становится диалог Тригорина (Алексей Серебряков) и Заречной (Юлия Высоцкая) о славе и человеке искусства, добившемся успеха.

С этой точки зрения у Андрона Михалкова-Кончаловского получилась не просто комедия, а комедия лирическая, то есть глубоко личная.

Театр им. Моссовета - ближайшие представления:


Любоff 02.06.2018
ВИШНЕВЫЙ САД 03.06.2018 31.07.2018
Двенадцатая ночь. Режиссер Деклан Доннеллан (Международный театральный фестиваль им.А.П. Чехова) 05.06.2018 04.06.2018
Ladies Night. Только для женщин (Независимый театральный проект) 25.06.2018
Дороги Высоцкого 26.06.2018
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100