Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Простите, Григорий Горин

"Шута Балакирева" в "Ленкоме" репетировали долго. Работа шла больше года, и за это время не стало автора пьесы, Григория Горина. На одной из страниц программки Марк Захаров попросил у Горина прощения за то, что Балакирев может оказаться не таким, каким он ему виделся: "Сделай так, как умел делать только ты - прости весело и великодушно"...

Спектакль напоминает о тех временах, когда и автор, и Марк Захаров, и захаровский "Ленком" были молоды - это наверняка порадовало бы Григория Горина. На "Балакиреве" вспоминаешь его "Тиля", положившего начало бешеной популярности театра: главными героями здесь тоже стали властелин и шут, и выясняют они не личные, а мировые проблемы. Со сцены в зал бьет бешеная энергия: "Ленком", как и в юности, любит зонги и не боится ядреных шуток. Он разносит ко всем чертям ставшие куда менее жесткими со времен "Тиля" правила хорошего театрального тона - эта премьера вводит в культурный обиход не вполне цензурные слова... Спектакль стремительно несется вперед, гремит музыкой, ослепляет шитьем дорогих костюмов, удивляет встающим на дыбы настилом сцены (обычный пол к концу спектакля превращается в глухой деревянный забор - спасибо режиссеру-сценографу Олегу Шейнцису и конструкторам гидравлических систем). Но сравнение с "Тилем" убеждает в одном - минувшие четверть века не прошли даром ни для автора, ни для театра, ни для зрительного зала.

Марк Захаров верен испытанным, никогда не подводившим его рецептам театрального успеха. Он любит и умеет открывать новые лица, и в роли Балакирева дебютировал молодой Сергей Фролов, артист большого комического дарования: острые глазки, обманчивое простодушие Иванушки-дурачка и бронебойное обаяние. Здесь сильно и остро играет Олег Янковский - в его Петре есть и удаль, и горькое юродство, и безнадежность; Александра Захарова (Екатерина I) хороша там, где от ее героини требуется бабья слабость и доброта; абсолютно достоверен эксцентричный и жуткий обер-прокурор Ягужинский Александра Збруева. Вокруг них кружится хоровод узнаваемых и любимых публикой театральных масок - бывшему Тилю, играющему Меншикова Николаю Караченцову, для аплодисментов достаточно предъявить залу себя, свои фирменные интонации и улыбку. О вечной русской беде рассказывает один из самых успешных, сытых, взысканных властью и ориентированных на успех у новой публики театров - это не явное, не бросающееся в глаза противоречие тем не менее многое определяет в спектакле.

Пьеса Горина и в самом деле не производит впечатление цельного произведения - это заметно даже сейчас, после всего, что с ней делал театр. Первый акт, рассказывающий о дуриком прибившемся к власти и приевшемся при ней деревенском хитреце, занимателен и смешон; второй, где шут должен превратиться в трагическую фигуру, трещит по всем швам. Балакирев обделывал свои мелкие делишки, а потом его прихлопнула большая политика: он выходит из тюрьмы битым и пытаным и попадает в новую эпоху, к новому, ставшему еще страшнее двору - каждый борется против всех, до того, что будет со страной, нет дела никому. Балакирев становится на сторону справедливости и здравого смысла и получает воздаяние: он, внутренне просветленный, ставший совсем другим, видит, как за умирающей Екатериной с того света приходит царь Петр, а после долго-долго играет на флейте, которую ему дал император. Это символ: никчемный человек нашел себя, а значит, его жизнь прожита не зря... Выглядит сие чрезвычайно неубедительно.

Молодости свойственна четкость взгляда: в поздние советские времена, когда вышел "Тиль", черное было черным, а белое - белым. Тирания казалась злом, бунт добром: балагур дразнил и побеждал жестокую и бессмысленную, импотентную власть. Теперь и герой, и его создатели находятся с ней в иных отношениях - и внешних, и, что важнее, внутренних. Пришло время печального отрезвления: тирания вечна так же, как и несправедливость, самоусовершенствование важнее бунта - сцена давно пуста, а балакиревская дудочка все играет. Но разобраться с тем, зачем, собственно, подстреленный цесаревичем Балакирев вновь явился с того света на этот, распутать заявленную, но не доведенную до конца тему оборачивающейся злым юродством безграничной власти не смогли ни автор, ни театр - чем ближе финал, тем чаще рвется мысль, тем больше в спектакле интонационных и смысловых повторов.

О вечной русской беде рассказывает один из самых успешных сегодняшних театров - и "Балакирев" превратился в точно и четко сделанное, завораживающее ритмом действо: реакции зала просчитаны до мелочей, аплодисменты и смех вспыхивают в заранее отведенных для этого местах. И это большое достоинство спектакля: "Ленком" выпустил качественный, стоящий зрительских времени и денег продукт, а вернуться в молодость не могут ни театр, ни зрители, ни общество, в котором они живут.

Источник: Алексей Филиппов, Известия (16 мая 2001 года).

Билеты в театр Ленком - ближайшие представления:


Сны господина де Мольера... 09.10.2019 06.09.2019
Американские горки 14.10.2019 26.09.2019
АКВИТАНСКАЯ ЛЬВИЦА - продажа билетов в театр 15.10.2019 02.10.2019
Ложь во спасение 16.10.2019 11.10.2019
ВА-БАНК 19.10.2019 03.10.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100