Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

От себя не убежать

29 апреля 2002 года

Ирина Виноградова

Когда по литературному произведению делается фильм, это называется экранизация, когда спектакль - инсценировка. Призыв «пойдем в кино» часто подразумевает всего лишь один из обычных способов проведения времени, со своими привычками, традициями, правилами и ритуалами. А вот «пойти в театр» до сих пор означает что-то более ответственное и серьезное. И хотя многие уверены, что театр - то же кино, только с живыми актерами, необходимостью снимать верхнюю одежду и невозможностью выбрать время начала сеанса и кинозала, разница все-таки есть. Пусть хоть так зрители приходят - один раз придут, другой, а там, может быть, и втянутся. К театру надо приучать постепенно - и детей, и взрослых. Для приманки можно взять известную, модную книжку, искренне захотеть поставить по ней хороший спектакль, попытаться показать, что такое театр, а потом посмотреть, что получится. Хочется верить, что новый спектакль в постановке Алексея Бородина задачу вербовки новых зрителей выполнит .

«Азазель» Б.Акунина - вещь интересная, при этом хорошо раскрученная, и кино по ней по телевизору уже все посмотрели, теперь вот спектакль. Первые минут двадцать глядя на сцену думаешь, что знание содержания должно освобождать от просмотра, но потом «вдруг» понимаешь, что происходит все-таки что-то немного другое. То ли граф Зуров (Илья Исаев) вносит что-то живое, то ли наблюдение за игрой в карты затягивает, то ли еще что. Во всяком случае, дальше становится легче, и первоначальное желание сбежать в антракте благополучно рассеивается.

Оцениваешь сценографию, которая поначалу вызывала лишь сочувствие - сколько интерьеров надо сменить за короткое время, это в кино все просто. Понимаешь, что на самом деле все получилось замечательно (художник-постановщик Станислав Бенедиктов). На пустую сцену по мере необходимости выкатываются то одинокая парадная дверь, то элемент ограды, то столы и стулья, то причал, сверху спускаются какие-то окошки и ширмочки - пространство обозначается, а большего в театре и не требуется. И музыкальное оформление Натали Плэже - тревожное, энергичное, стилизованное под старинный детектив - безусловно, создает соответствующее настроение. Все это создает то самое необходимое ощущение «театральности», которое, конечно, должно быть, но встречается далеко не всегда.

Еще одно правило, которое зритель имеет шанс оценить, хоть может быть этого и не заметит - все роли как правило исполняются имеющимися в наличии силами, то есть актерами данного театра. Кто-то больше, кто-то меньше подходит, но «других актеров у нас нет» - это тоже одно из условий игры. Почти специально на роль главного героя - Эраста Фандорина - в театр был приглашен Петр Красилов. По всем внешним признакам - самое "то". Остальные знакомы постоянным зрителям РАМТа, но совсем почти неизвестны остальным. Основательная, мудрая Нина Дворжецкая в роли леди Эстер, эффектная Ирина Низина в роли Амалии Бежецкой и далее по программке. Группа мальчишек - учеников школы-интерната циркового профиля - для единственного эпизода: спортивное занятие в эстернате. Много персонажей, много народу задействовано, рассказ получается подробным, с деталями.

Если театру на самом деле удастся завлечь новых зрителей, у них будет очень интересная возможность: увидеть разницу между работой артиста на сцене и на экране. В театре все превращения заметнее, очевиднее, подчеркиваются сознательно. Все не «как в жизни» - по-другому. И это тоже условие игры. Плюс еще шанс увидеть, что актеры много чего умеют в прямом значении этого слова - двигаться, говорить, изображать, обозначать. Остается заметить, оценить и получить удовольствие.

…Провести в театре три с половиной часа просто так - не в поисках идей, не особо «развлекаясь», из интереса, а то и зная содержание. Чтоб сам процесс привлек, а не какие-то сопутствующие обстоятельства. Определенная ставка на «Эраста Фандорина» РАМТом делается - тут и какая-никакая раскрутка, и подача в качестве «театрального детектива» (что, конечно, не главная ценность), и цены на билеты на уровне вновь складывающихся стандартов - совсем не детские. Оно, наверное, правильно - что скажешь, то и есть. При этом нет никаких оснований обвинять театр в желании идти на поводу у публики - все сделано по-честному, без упрощений и заигрываний. При желании можно даже какой-нибудь дополнительный смысл придумать. Посмотрим, насколько эта ставка сыграет.

От эпизода к эпизоду, от прошлого к будущему, Фандорин, один или в компании, то идет, то бежит - показывает стремительное движение, оставаясь на месте. Это пластическое упражнение, да еще хорошо исполненное, всегда смотрится эффектно, к тому же усиленное музыкой. И последняя сцена, когда, после всего случившегося, он в пустоте и темноте «бежит» вперед, к зрителям - достойный завершающий аккорд. Запоминающийся.

Российский Молодежный театр - ближайшие представления:


ПРИНЦ И НИЩИЙ 25.05.2019
Лада, или Радость 26.05.2019
БЕССТРАШНЫЙ БАРИН 26.05.2019
Там же, тогда же 27.05.2019
Любовь и смерть Зинаиды Райх 31.05.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100