Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Воспитание чувств

Летчик, дипломат, кинорежиссер, популярный писатель, литературный мистификатор, менявший псевдонимы, чтобы сбивать с толку критиков, – Роман Кацев не раз обращался к жанру автобиографии. Наверное, не случайно самым популярным его произведением стал роман «Обещание на рассвете», написанный под псевдонимом Ромена Гари, в котором писатель рассказал о детстве, юности, годах службы в военной авиации. Главной женщиной своей жизни он назвал свою мать, признавшись, что все регалии успеха имели для него смысл постольку, поскольку могли порадовать ту, которая их вымечтала для сына.
 
«Мой сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, великим актером драмы, Ибсеном, Габриеле Д’Аннунцио. Он будет одеваться по-лондонски!» Какая мать не фантазировала своему сыну блистательную судьбу? Особенно когда ты мать-одиночка и упорно борешься за элементарную возможность выжить среди рушащихся империй… Парадокс в том, что в случае с Романом Кацевым, все сбылось. И бедняк из Вильно стал знаменитым летчиком, консулом Франции, писателем, чьи книги переведены на сотни языков мира… 
 
«И, да, я одеваюсь в Лондоне, хотя терпеть не могу английского покроя, но что мне остается», – пожимает плечами Роман (Андрей Заводюк). 
 
«Обещание на рассвете» Ромена Гари иногда определяют, как «материнскую автобиографию», поскольку именно мать героя тут оказывается главным действующим лицом, определяющим ход сюжета, и с ее смертью заканчивается повествование, да и энергия жизненного сопротивления в герое-авторе, который остается лежать на пляже в Биг-Суре и размышлять о порванной пуповине. Есть в «Обещании на рассвете» и признаки сказки, где сбываются самые невероятные предсказания, и, наконец, романа воспитательного. 
 
Постановка в Театре Пушкина ближе всего по жанру именно к последнему. История «воспитания чувств» здесь прочерчена убедительно, последовательно и жестко. 
 
Эпизоды спектакля вполне можно поделить на «уроки», которые мать дает своему единственному сыну. Урок самопожертвования: едва сводя концы с концами, мать, тем не менее, каждый вечер ставит перед сыном отбивную. Сама уверяет, что мяса не ест вообще, и только случайно сын натыкается на кухне на маму, жадно доедающую кусочки его обеда… Уроки галантности: мать учит своего сына-подростка, что мужчина никогда не должен брать у женщины деньги, только книги, допустим, портсигар и даже роллс-ройс, но не деньги!!! Наконец, уроки мужества. Узнав, что сын, услышав насмешки в ее адрес, не кинулся немедленно на обидчиков, эта обожающая своего ребенка мама произносит: «В следующий раз, когда это случится, когда при тебе будут оскорблять твою мать, в следующий раз я хочу, чтобы тебя принесли домой на носилках. Ты понимаешь? Я хочу, чтобы тебя принесли домой в крови, ты слышишь меня? Даже если у тебя не останется ни одной целой кости, ты меня слышишь? Запомни, что я сказала. С этого дня ты будешь защищать меня. Мне все равно, что они с тобой сделают. Самое страшное – другое. Ты умрешь, если будет надо».
 
Выросший седой мальчик Роман (Андрей Заводюк) вспоминает эти уроки со смешанным чувством восторга и ужаса. Уроки, которые определили жизнь, судьбу и одиночество. Герой-рассказчик, он участвует в действии и наблюдает его со стороны. Видит себя среди одноклассников в Вильно, потешающихся над его рассказами о Франции, свою первую любовь, ради которой он глотал червей и подошвы от ботинок… Видит свою мать взглядом стороннего наблюдателя – эксцентричную, иногда истеричную, поглощенную своей мечтой о великом будущем сына. Он видит ее же внутренним зрением любви: одновременно отчаянную и легкую, авантюрную и ригористичную, безмерно талантливую в главном деле своей жизни – в любви к сыну. 
 
Александра Урсуляк балансирует на грани утрированной еврейской мамочки, которая всегда точно знает: хочется ее сыну кушать или он замерз, – и той суровой и нежной матери, чья любовь больше и дольше, чем жизнь. Актриса меняет каблуки и платья; все тяжелее становится походка, глаза исчезают под очками, а в темных волосах появляется седина. И она снова призывает сына проявить героизм: купить билет, взять пистолет, поехать и убить Гитлера. И такова убежденность мамы и такова степень любви сына, что он соглашается на ее план, как всегда соглашался на все ее планы. И тут первый раз разжимается пружина, и мама просит сына остаться («деньги за неиспользованный билет они вернут»)…
 
Минимум реквизита: патефон, лампа под расшитым бисером абажуром, шляпки по моде 1930-х годов, сценки, напоминающие о немом кино. Евгений Писарев строит спектакль на редкость лаконичный, где авторский текст становится главной художественной составляющей. 
 
Этот спектакль трудно описывать и очень легко смотреть. В атмосфере удушливой ненависти, медленно и последовательно отравляющей нашу действительность, поставить спектакль о любви матери и сына кажется вызовом или безумием. Но, похоже, именно этого опыта чужой любви нам давно не хватало. В зале плачут бородатые мужчины и задирают подбородок женщины, уже не первой молодости с тяжелыми натруженными руками. 
 
А герой вдруг опустевшим голосом расскажет о том, как, вернувшись в Ниццу после войны, узнал, что матери нет уже три года. И все 200 полученных им на фронте писем были написаны в последние недели перед смертью – «она знала, что без ее поддержки я не справлюсь»…
 
 
Новые известия, Ольга Егошина
Источник: http://www.newizv.ru/culture/2015-03-25/217019-vospitanie-chuvstv.html

Театр им. А.С. Пушкина - ближайшие представления:


Таланты и покойники 24.05.2019 23.05.2019
Бумажный брак (Арт-партнер XXI) 25.05.2019
Территория любви 26.05.2019
КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА 28.05.2019
Барабаны в ночи 28.05.2019 17.06.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100