Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Вечер с Достоевским. Театр «Сатирикон»

«Вечер с Достоевским» — камерный спектакль. Большая часть сцены оказывается закрыта огромной, затянутой в бежевое полотно и разбитой на секции, стеной. При входе в зал невольно начинаешь подумывать, не стоило ли выбрать в богатом «сатириконовском» репертуаре какое-нибудь более зрелищное действо. Создатели спектакля как будто рассчитывали на такую реакцию: Константин Райкин, исполнитель роли «Подпольного», а именно так назван здесь безымянный герой классической повести Федора Достоевского, как-то очень по-бытовому поднимается на сцену. В руках у него книга, и текст он начинает негромко зачитывать. Только он и его тень, которая уже начинает осваиваться в этом ограниченном пространстве, чтобы позже стать полноправным действующим лицом.

Не стоит волноваться, вскоре начнется действие, этот моноспектакль превратится в настоящее зрелище, один Райкин будет играть с утроенной энергией. А пока идет своеобразная «настройка», прямо на наших глазах возникает театральная магия. И вот уже зрители ловят каждое слово актера, который только что, играючи, «подключил» себя самого к нервной системе своего персонажа. «Я уже давно так живу - лет двадцать. Теперь мне сорок», — говорит герой. «Мне шестьдесят», — добавляет от себя актер, в прошлом году отметивший юбилей премьерой именно «Вечера с Достоевским».

«Записки из подполья» — довольно сложный литературный материал. Эта повесть «странная», ее «тон резок и дик», — так характеризовал ее сам Достоевский. «Может не понравится, следовательно, надобно, чтоб поэзия все смягчила и вынесла», — эта же задача стояла и перед создателями спектакля. Герой полностью раскрывается перед слушателями, предлагая им свою трактовку понятий «добро и зло в Петербурге 19-го столетия»: «Чем больше я сознавал о добре и о всем этом "прекрасном и высоком", тем глубже я и опускался в мою тину и тем способнее был совершенно завязнуть в ней». Главный изъян этого человека – в том, что он не верит в саму возможность существования других людей, в саму возможность построения нового общества, в котором будет торжествовать разум, а не страстишки и эмоции. Коронное «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?», — это, по его мнению, девиз всех русских людей. Где-то на сороковой минуте начинаешь героя ненавидеть, а вскоре – опять внимаешь его трагедии. Все «смягчает и выносит поэзия», то есть, сам ритм повествования, ньюансы актерской игры и режиссерского замысла.

Все эти признания в грешках, в недостойных мыслях, — рискуют превратиться в монотонное перечисление или в отвратительное кривляние. Но Райкин не сбивается ни на то, ни на другое и ни на секунду не отпускает зрительского внимания. В его распоряжении – стол, стул, ведерко с цветами, — все эти предметы играют у него, как будто у жонглера. Он делает долгие паузы, танцует, читает целый фрагмент в стиле рэп. Он выводит на сцену трио музыкантов, их музыка абсолютно гармонично вплетается в спектакль. Когда герой сравнивает себя с жалкой «усиленно сознающей» мышью, что забилась в свое подполье, он буквально заползает под ударную установку одного из музыкантов. Комический эффект как-то скрашивает эти жуткие по своей сути слова. Райкинская «мышь» издает какие-то странные звуки, похожие на лай.

Вообще, и режиссер Валерий Фокин, и Константин Райкин как будто жалеют зрителя (для обоих этот спектакль – своеобразное продолжение давней истории, в 1970-е «Записки из подполья» были частью спектакля «И пойду… и пойду» в театре «Современник»). Видно, что они могли бы нагнать совсем уж потустороннего ужаса, материал это подразумевает, ведь одна из множества трактовок повести — в том, что «подполье» — это не какой-то подвал, куда загнал себя этот жалкий человечек, а это — и есть место нашего общего обитания. К тому же в спектакле нет героини. Лиза, несчастная девушка из публичного дома, которой герой устраивает настоящую пытку, в красках рисуя ее жуткую будущность, — это лишь тень. Героиня превращена в призрак того добра, которое мог сотворить, но которого испугался отчаявшийся в своей гордыне герой. По ходу действия актер меняет темный и светлый пиджаки, — заставляя сложной игрой увидеть в герое двойственность. «Подпольный» не так прост, не зря он и сейчас остается «настоящим человеком русского большинства». Ведь его подполье – «двухэтажное», в нем находится место и для «тоски развитого и сознающего существа, живущего в наше время», и для самого отвратительного сладострастного чувства «господства и обладания».

Лиза Новикова

Театр Сатирикон - ближайшие представления:


ДОН ЖУАН 07.09.2018 08.09.2018
ВАНЯ И СОНЯ И МАША И ГВОЗДЬ 09.09.2018 19.09.2018
#НЕПУШКИН 09.09.2018 17.10.2018
Король Лир 10.09.2018 14.09.2018
#НЕБАЛЕТ 10.09.2018 15.10.2018
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100